¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

16 €нвар€ 2023

BIM: что это было?

јлександр ямпольский

ямпольский


Ќеумеренный энтузиазм сделал из BIM что-то вроде религии. —ейчас приходит отрезвление. BIM, действительно, технологи€ 3D-моделировани€. IM, действительно, нечто большее, чем BIM. Ќужно всему найти свое место и двигатьс€ дальше.


ѕон€ть, чем BIM-проектирование отличаетс€ от обычного, лучше на простом примере. ѕопробуем выполнить проектирование перегородок многоэтажного здани€. —начала одним, а потом другим способом.

“радиционное проектирование

Ћюбое проектирование начинаетс€ с исходных данных Ч первоначальных знаний. Ќам нужно знать места установки перегородок и способы их закреплени€.

«нани€ о размещении перегородок получим из планов этажей эскизного проекта.

ѕлан типового этажа многоэтажного здани€

ѕлан типового этажа многоэтажного здани€
(сталинска€ высотка на площади ¬осстани€)

«нани€ о примыкании перегородок к перекрыти€м найдем в альбоме типовых деталей стен и перегородок.

»сходные чертежи используем дл€ получени€ на их основе рабочих чертежей. ѕлан этажа, скорее всего, придет в векторном формате. ¬ векторном редакторе его нужно преобразовать в кладочный план перегородок. ¬от что должно получитьс€.

‘рагмент кладочного плана

‘рагмент кладочного плана

„ертежи узлов Ч это просто снимки страниц альбома. ќни требуют минимальной правки в растровом редакторе.

”злы 1 и 2 примыкани€ перегородок к несущим конструкци€м

”злы 1 и 2 примыкани€ перегородок к несущим конструкци€м

Ќа этой стадии традиционное проектирование перегородок практически закончено. “ри концептуальных чертежа дают представление об устройстве перегородок на любом этаже многоэтажного здани€.

BIM-проектирование

Ёта технологи€ требует всеобъемлющего моделировани€ и в то же врем€ отрицает практику построени€ моделей по чертежам. Ёто совместимо при условии, что BIM-евангелисты получают знани€ о том, как перегородки креп€тс€ к перекрыти€м, при рождении.

¬се же предполагаю, что исходным пунктом дл€ BIM-проектировани€ перегородок будут те же чертежи, что и дл€ обычного проектировани€. ќднако, начина€ от этого пункта, пути расход€тс€. ¬место адаптации чертежей строим по ним модель перегородок.

ѕрактически важный вопрос: насколько точна (детализирована) должна быть модель. ѕо идее, деталей должно быть не меньше, чем в традиционном проектировании. ≈сли в модели будут отсутствовать деформационные швы, соединительные и крепежные элементы, арматурные каркасы и т. п., то перегородка, построенна€ по такой модели, может упасть кому-нибудь на голову.

„то в этом плохого

я думаю, принципиальна€ разница в подходах пон€тна.

“радиционное проектирование Ч это проектирование на уровне концепций, понимани€, знаний. ‘ормально в нем есть отдельна€ стади€ концептуального проектировани€. ‘актически Ч оно концептуально на всех стади€х, от эскизного проекта до рабочих чертежей узлов и деталей.

BIM-проектирование Ч проектирование на уровне Ђсиюминутної реализованных концепций.

ѕусть мы построили детализированную информационную модель на промежуточном этапе проектировани€. „то в этом плохого?

ќшибки в модели

¬ свое врем€ по€вление программ автоматического обнаружени€ коллизий преподносилось как доказательство преимуществ новой технологии. ¬месте с тем стало очевидным, что само по себе информационное моделирование не гарантирует от ошибок. я перечислю ошибки, св€занные с моделированием.

  1.  онфликты в единой модели. —овместна€ работа в одном пространстве имеет больше недостатков, чем преимуществ. ≈сть риск, дела€ свою работу, повредить чужую. –иск тем больше, чем сложнее модель и чем больше людей в ней работает.
  2. Ќесогласованность моделей. –абота в разных пространствах €вл€етс€ причиной геометрических и прочих нестыковок.
  3. јвральна€ работа. —оздание детализированных моделей отнимает много времени, что может привести к работе в авральном режиме и, следовательно, к ошибкам.

—уществующие программы обнаружени€ коллизий едва ли наход€т один процент возможных ошибок.

ƒавайте представим алгоритм автоматического поиска ошибок в построенной модели перегородок. ѕо-видимому, алгоритм должен быть такой.

  1. «агрузка в программу исходных знаний (чертежей).
  2. јнализ чертежей, построение в пам€ти концептуальной модели перегородок.
  3. ќбход перегородок здани€ и проверка их на соответствие концептуальной модели.

Ќа сегодн€ реализаци€ такого алгоритма выгл€дит фантастикой. ѕроверку перегородок придетс€ выполн€ть вручную, обход€ виртуальное здание этаж за этажом и свер€€ параметры каждой перегородки с тем, что задано на чертежах.

ƒл€ сравнени€, в традиционном проектировании проверка перегородок сводитс€ к просмотру небольшого числа концептуальных чертежей.

“еори€ абсурда

Ќова€ технологи€ обещала избавить проектировщиков и строителей от традиционных чертежей. ќднако революции не произошло, чертежи остались.

Ќеудача с отменой чертежей привела теоретиков BIM к неожиданному открытию Ч постулату о первичности модели по отношению к чертежам. ¬друг оказалось, что реализаци€, пусть виртуальна€, предшествует замыслу (намерени€м).

Ќа практике это значит Ч вз€ть чертеж типового узла, реализовать его в сотн€х локаций в модели, выбрать одну локацию, создать вид, концептуализировать его и в итоге не заметить, что пришли к тому же, откуда начали.

ѕо степени абсурда извлечение чертежей из модели сравнимо с идеей извлекать чертежи из построенного здани€.

Ѕессмысленна€ трата времени

ѕроектирование Ч это коллекционирование знаний и прин€тых на их основе решений. Ќепри€тности возникают тогда, когда обнаруживаетс€ знание, несовместимое с ранее прин€тыми решени€ми.

ѕредположим, что деформации перекрытий оказались больше, чем мы предполагали. Ёто означает, что необходимо увеличить толщину деформационных швов между перегородками и перекрыти€ми.

¬ случае традиционного проектировани€ просто исправл€ем число 20 на 30 в узле 2. ¬ случае BIM-проектировани€ нужно править модель, т. е. сотни деформационных швов, а также св€занных с ними перегородок, а также св€занных с перегородками арматурных каркасов.

»справл€ть концепции легче, чем их реализации. ѕрежде чем приступать к реализации, необходимо достичь полной непротиворечивости проекта на концептуальном уровне. »нформационное моделирование (как и реальное строительство) на этапе незавершенного проектировани€ часто выливаетс€ в бессмысленную трату времени, так как велика веро€тность, что сделанное придетс€ переделать.

Ёто не значит, что бессмысленно любое моделирование. »нформационные модели Ч это реализаци€ имеющихс€ знаний. ќни тормоз€т продвижение проекта. »митационные, исследовательские, аналитические модели €вл€ютс€ источниками новых знаний. ќни продвигают проект.

—колько истин в едином источнике истины

¬ традиционном проектировании источниками истины €вл€ютс€ чертежи. „асто можно слышать, что чертежей очень много, а модель только одна.

¬ проекте перегородок несколько концептуальных чертежей содержат знани€, необходимые дл€ того, чтобы построить любую перегородку здани€. ¬ информационной модели все перегородки и св€занные с ними детали построены, Ђфизическиї присутствуют. Ёто значит, что каждый элемент модели €вл€етс€ источником истины.

—равните число перегородок в многоэтажном здании и число относ€щихс€ к ним чертежей. ѕоймете, что чертежей не так уж много. ѕоймете также, почему строител€м нужны чертежи, а не модели.

 азус Crossrail

¬ –оссии, стрем€сь доказать преимущества BIM, обычно ссылаютс€ на успешный зарубежный опыт. ¬еро€тно, опыт Crossrail каким-то образом ускользнул от рассмотрени€.

Crossrail Ч скоростна€ железна€ дорога в Ћондоне. ≈е строительство началось в мае 2009 г. ”твержденный бюджет Ч 14,8 млрд фунтов; дата открыти€ Ч конец 2018 г. ¬ дальнейшем эти цифры посто€нно пересматривались в сторону увеличени€.

ћы уже не узнаем, кому в голову пришла иде€ сделать из Crossrail образцово-показательный BIM-проект, символ прорыва в цифровое будущее. Ѕыла поставлена цель построить две железные дороги: одну цифровую и одну физическую. ѕроектирование и строительство шло параллельно.   2012 году цифровой двойник был построен.

–еальное строительство шло не так гладко. ѕервые предупреждени€ о том, что Crossrail отстает от графика, по€вились в 2014 г. ¬ августе 2018 г. гр€нул гром, разрушивший позитивный образ Ђвоврем€ и в рамках бюджетаї. Ќеожиданно обнаружились проблемы, св€занные с задержками строительных работ, доставкой поездов, установкой систем сигнализации и программ интеграции и тестировани€.

Ќа сегодн€ (начало 2023 г.) строительство все еще продолжаетс€. —тоимость приблизилась к 19 млрд фунтов, и никто не знает, когда в полном объеме будет запущен Crossrail, Ђ... так много дат пришло и ушлої.

≈сть канонический список BIM-мантр, об€зательный дл€ любой статьи о BIM. ѕрактика Crossrail опровергла едва ли не каждый пункт этого списка.

  • BIM особенно хорош дл€ масштабных и сложных проектов

    Crossrail, безусловно, большой и сложный проект. ≈го называли крупнейшим инфраструктурным проектом в ≈вропе.

    ≈динственный известный способ борьбы со сложностью Ч концептуализаци€. ≈сли вместо решени€ принципиальных вопросов главной заботой будут мощные визуализации, дело об€зательно закончитс€ крахом.

  • ѕрозрачность и контролируемость BIM-проекта, достоверность информации, координаци€ и сотрудничество команд проекта

    «а 4 мес€ца до краха никто не знал, что Crossrail не успеет открытьс€ в декабре 2018 г. —амое неверо€тное, что старое руководство не могло объ€снить, почему программа развалилась Ђтак быстро и так катастрофическиї.

    Ќовый руководитель работ так описывал ситуацию. Ђѕроект был в беспор€дке... организаци€ была опустошена. ” нее не было плана. Ѕыло так много работы. ќни не знали, каков фактический объем работыї. Ќи про BIM, ни про 4 или 5D никто не вспоминал.

  • BIM-проектирование, возможно, занимает больше времени, но окупаетс€ на стадии строительства

    Ёто только выгл€дит правдоподобным. Ќа практике, все, что удлин€ет сроки проектировани€, не приживаетс€.

    ’аос на площадках Crossrail развернулс€ в 2015 г. из-за того, что строительство шло c опережением проекта. ѕодр€дчиков вынуждали строить по их собственному разумению, затем приходили чертежи, построенное разбиралось и возводилось заново. ¬ результате огромное количество отходов, срывы сроков, незаинтересованность исполнителей.

    ѕочему проектировщики не успевали? ¬еро€тно, из-за новых методов проектировани€. ќни настолько ув€зли в администрировании, что на само проектирование времени не оставалось.

  • ”частники проекта должны пройти обучение, так как работает только правильный BIM

    »нформационна€ академи€ Crossrail была открыта в 2013 г., чтобы Ђвсе цели, поставленные перед Crossrail с точки зрени€ BIM, были выполненыї.   2016 г. через академию прошли более 2000 человек, и, по словам организаторов, это было очень успешное меропри€тие. ¬ чем заключалс€ успех Ч не€сно. ќт обычных курсов повышени€ квалификации толку наверн€ка было бы больше.

  • ≈дина€ модель, цифровой двойник, единый источник истины Ч ключевое преимущество BIM

    Ќа самом деле, речь идет об обычных базах данных. ѕроектировщикам некогда заниматьс€ строительством баз данных. Ѕазы данных сами требуют проектировани€.

    —делайте непротиворечивый концептуальный проект и выдайте документацию. Ёто единственна€ пр€ма€ об€занность проектировщика. ¬се, что отвлекает от этой об€занности, аукнетс€ непри€тност€ми.

Crossrail, несомненно, был BIM-проектом. » он, несомненно, закончилс€ провалом.  азалось бы, должно по€витьс€ множество статей, доказывающих непричастность BIM к краху проекта. —делали проще. — 2019 года слово BIM исчезает из любого контекста, св€занного с Crossrail.

¬недрение BIM в –оссии и в мире

≈динодушное мнение реформаторов сводитс€ к тому, что пон€ть преимущества BIM профессиональное сообщество не способно. –еформировать отрасль может только государственный мандат, внедрение BIM по приказу.

¬ итоге чиновники ћинстро€ вз€лись за внедрение в –оссии того, что в принципе не работает. Ќачина€ с 2014 г. публикуютс€ и отмен€ютс€ стандарты, назначаютс€ и перенос€тс€ окончательные сроки. Ёто никак не похоже на планомерное движение к цели.

¬ 2023 году интриги добав€т последние новости из ¬еликобритании.

UK BIM Alliance прин€л новое название, Nima, и новый подход, дела€ упор не на BIM, а на управление информацией.

¬ 2022 г., через 10 лет после начала BIM-эпопеи, нам говор€т:

Ђ... ѕрофессионалы неверно истолковывали BIM как технологию 3D-проектировани€ї.

Ђ” нас было ощущение, что BIM потер€л импульс, потому что аудитори€ почувствовала, что BIM достиг того, чего должен был достичь, или потому, что BIM больше не кажетс€ актуальным, учитыва€ другие, более насущные или захватывающие вещиї.

—уд€ по веселым картинкам в каждой статье о BIM, профессионалы истолковывали BIM именно так, как не следовало. “огда возникает вопрос: „то они внедр€ли? „то означают результаты исследований уровн€ внедрени€: 70% в ¬еликобритании и 20% в –оссии?

Ќапомню, что дес€ть лет назад правительственный BIM в ¬еликобритании вводилс€ с целью достижени€ экономии затрат в размере от 5% до 10%. —ейчас о затратах никто не вспоминает, и остаетс€ предположить, что BIM потер€л импульс из-за по€влени€ вещей, более интересных, чем экономи€ затрат.

¬озвраща€сь к –оссии, нет никаких сомнений, что в новом году “»ћ окажетс€ технологией информационного менеджмента, а все BIM-эксперты, гуру и чемпионы останутс€ ими же, только с приставкой IM.

“ак что это было?

—лепа€ вера чиновников в новые технологии? ¬ысокомерие и авантюризм IT-монополий? ƒеградаци€ отраслевой науки?

„то бы ни было, результат выгл€дит как банкротство.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: «вЄзды импортозамещени€, запрет изображени€ €блока и другое
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.