¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

25 €нвар€ 2023

 орпоративна€ вселенна€: суверенна€ навигаци€

јркадий  азанцев

јркадий  азанцев Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение и логистика, промышленное строительство, коммерческое судостроение, √ќ«. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности около 30 лет.
 орпоративна€ вселенна€: суверенна€ навигаци€

ѕредисловие

¬ старейшей российской госкомпании прошедший год оказалс€ годом весьма продуктивным, хот€ и без лишнего шума. ƒумаю, что последстви€ наукоЄмких решений, выработанных в 2022 году, окажут вли€ние на трансформацию хоз€йственного механизма компании на многие годы вперЄд. ѕричина в том, что впервые за 30 лет с момента краха социалистической системы хоз€йствовани€ удалось сформулировать теоретические принципы научно-технического развити€ в новых услови€х. ƒалее нова€ парадигма начнЄт разворачиватьс€ во времени и пространстве, вооружЄнна€ суверенным знанием компании, что €вл€етс€ жизненно важным ресурсом в услови€х корпоративного капитализма.

ќ выборе курса и пойдЄт речь в этой статье.

1. ѕространство

Ђ¬ начале было словоЕї © Ѕибли€

ЂЅольшинство людей, которые дают вам советы, занимаютс€ третьим знаком после зап€тойї © Ѕибли€ менеджера


Ќичего в этом мире не делаетс€ без нужды. ¬ бизнесе, основанном на эксплуатации технических систем, така€ нужда определ€етс€ двум€ факторами: физическим и моральным износом. — физическим всЄ пон€тно: техобслуживание → оценка остаточного ресурса → замена экземпл€ра. — моральным сложнее, но причины его возникновени€ очевидны: изменение структуры закупочных цен → рост издержек → ограничени€ роста цен на продукцию (директивные или рыночные) → падение прибыли. ѕадение прибыли, при ограничени€х цены продукции Ђсверхуї, стараютс€ компенсировать ростом производительности труда Ч тогда себестоимость снижаетс€ и норма прибыли снова начинает удовлетвор€ть акционеров. Ќо это возможно только в случае, если существующие основные технологии производственного цикла компании имеют резервы роста эффективности. ј если нет? ≈сли технологии вышли на Ђплатої своих возможностей? “огда делаютс€ попытки заменить часть технологий другими (замещение) или добавить новые (дополнение).

ѕримером дополн€ющей технологии (точнее, группы технологий) €вл€етс€ Ђцифровизаци€ї. ƒаЄт ли она эффект? ƒалеко не всегда. „то если существующий технологический уклад1 стабилен, многократно оптимизирован и глубока€ цифровизаци€ ему не нужна? “огда внедр€ема€ технологи€, цифровизаци€, выдавливаетс€ этим техукладом на свою периферию. ¬ этом случае участники цифровизации начинают заниматьс€ Ђукрашательствомї техуклада, но их вли€ние на себестоимость конечной продукции крайне невелико2. “ехноструктура3 компании со вкусом осваивает большие деньги, но дл€ бизнеса ничего не мен€етс€.

1 “ехнологический уклад Ч замкнута€ группа технологий/сопр€жЄнных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихс€ синхронно.
2 ќ некоторых особенност€х взаимодействи€ техукладов и технологий можно прочесть здесь:  орпоративна€ вселенна€: BIM в технологических укладах
3 ќ взаимоотношени€х техноструктуры и собственника компании можно прочесть здесь: ¬ поисках альтернативы: от функционально-ориентированного управлени€ к концепции бизнес-безопасности


ѕостепенно возникает общее понимание, что эффект от цифровизации будет максимальным только там, где цифровизаци€ €вл€етс€ не дополн€ющей, а одной из основных, критически важных технологий замкнутого цикла техуклада. «начит, теоретически должны существовать другие техуклады, помимо доминирующего сейчас в отдельно вз€той отрасли. Ќо как их определить? » как к ним перейти, если глобальное пространство технологий представл€ет из себ€ ЂтЄмную материюї, кишащую хаотизированными фрагментами различных техукладов?

»нженерные дисциплины здесь не помогут. ќтвет даЄт наука:

Ќе бывает "теории сопротивлени€ материалов железной дороги". ƒл€ того чтобы компании осуществить переход в новое качество быти€, необходима разработка общей теории, необходимо выйти за пределы отрасли и пересмотреть общие подходы и закономерности.

2.  омпас

–ост неопределЄнности развити€ св€зан со снижением качества прогнозировани€ научно-технического прогресса © Ќа совещании


—тара€ парадигма: модель техносферы как Ђпространства технологийї Ч хаотизированный набор разрозненных технологий.

 лючевые факторы, заставл€ющие отказатьс€ от старой парадигмы:

  1. Ќеэффективность фрагментарности Ч низка€ эффективность внедрени€ разрозненных технологий, невозможность оценки экономической эффективности внедрени€ одной отдельно вз€той технологии без рассмотрени€ смежных с ней (цикл).
  2. “ехнологический барьер Ч потребность качественного технологического обновлени€ компании.
  3. ћежотраслевые технологии Ч необходимость трансфера в компанию техукладов из других отраслей.
  4. ѕотер€ ориентации Ч сложность прогнозировани€ развити€ хаотизированного набора разрозненных технологий и выбора эффективной траектории технологического развити€ в нЄм.

Ќова€ парадигма: модель техносферы как пространства технологических укладов, структурированных как системные иерархии.

 лючевые идеи, подлежащие исследованию:

  1. ћеханика техуклада Ч механизмы его внутренней св€зности, процессности и субъектной устойчивости.
  2. Ёволюци€ техуклада Ч его жизненный цикл: зарождение, развитие, устаревание и замена/реконструкци€.
  3. —реда взаимодействи€ Ч сли€ни€ и поглощени€ в среде техукладов: множественна€ наследуемость, синерги€ и образование новых свойств.
 орпоративна€ вселенна€: суверенна€ навигаци€

–ис. 1. ѕирамида производственной де€тельности и изменени€ целевой реальности на уровне Ђ“ехникаї

3. Ќовый курс

ЂЌауку двигают наукоЄмкие задачи промышленностиї © ∆орес јлфЄров


–азворачивание новой парадигмы в реальность хоз€йственного механизма осуществл€етс€ компанией через систему Ќ»ќ –ов, с привлечением к работам отраслевой и академической науки.

¬се приведенные ниже названи€ Ќ»ќ –ов изменены и нос€т условный характер.


Ќ»ќ – Ђјвтономные технические объектыї

—одержит в себе две части:

  • теоретическа€ часть Ч разработка теории техукладов, в том числе формулировка графических нотаций и разработка семантических моделей дл€ описани€ системы жизненных циклов техукладов компании и техукладов мультимодальных перевозок (методики и »“-продукт);
  • бизнес-модель Ч разработка двух основных техукладов, применимых к цифровизации транспортно-логистической компании: ЂбесчертЄжные технологииї (проектирование и строительство инфраструктуры) и Ђбезлюдные технологииї (эксплуатаци€ инфраструктуры и подвижного состава)4.

4 »нтеграци€ с техукладом производителей транспортных машин и подвижного состава Ђбеспилотные технологииї €вл€етс€ внешней св€зью проекта.

ƒанный проект представл€ет из себ€ Ђпроект проектовї, поскольку все проекты научно-технического развити€ компании включаютс€ на разных уровн€х в его иерархические модели техукладов и технологий и начинают корректироватьс€ в соответствии с вы€вленными технико-технологическими взаимосв€з€ми и экономическими мультипликативными эффектами.


Ќ»ќ – Ђintelћостї

ѕредставл€ет из себ€ практическую отработку теоретических положений, разработанных в предыдущем Ќ»ќ –е, на примере критически важного объекта линейной инфраструктуры. ѕодразумевает разработку киберфизических компонентов автономного технического объекта, элементов технологической операционной сети, цифровых двойников взаимодействующих подвижных и неподвижных объектов, а также монтаж, испытани€ и ввод в эксплуатацию.

Ѕолее подробно о проекте можно прочесть здесь: —видетели Ѕольшого ѕазла: BIM в новом технологическом укладе.


  проектам разработки техуклада ЂбесчертЄжные технологииї относ€тс€:


Ќ»ќ – ЂinfraIFCї

ќткрытый цифровой формат описани€ инженерных моделей объектов основных фондов капитального строительства (инфраструктуры) компании дл€ этапов эксплуатации и реконструкции. ѕредставл€ет из себ€ расширение и адаптацию международной системы стандартов Industry Foundation Classes (IFC) в интересах отрасли.


Ќ»ќ – ЂнормаSMARTї

¬ соответствии с бесчертЄжной парадигмой машинопонимаемые нормативы должны быть совместимы с моделью “»ћ (BIM) и осуществл€ть еЄ верификацию цифровыми или киберфизическими средствами контрол€ на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

¬ насто€щее врем€ нормативные требовани€, написанные на русском €зыке дл€ чтени€ их человеком, не имеют машинопонимаемых представлений. ѕопытки представить их в машинопонимаемом виде свод€тс€ к различным форматам программного кода, который невозможно пон€ть без специального обучени€. —ледовательно, правильным путЄм цифровизации €вл€етс€ единый текст документа, одинаково понимаемый человеком и машиной.


Ќ»ќ – ЂстройXRї

Ёто один из наиболее науко- и капиталоЄмких проектов нового техуклада, призванный преодолеть технологический барьер внедрени€ бесчертЄжных технологий на стройплощадку. ÷елью €вл€етс€ импортозамещающа€ киберфизическа€ система дополненной реальности непосредственного исполнител€ работ дл€ операций строительства объектов отраслевой инфраструктуры (ѕј  XR ќ —). ѕроект предусматривает широкую межведомственную кооперацию с целью индустриализации продукта до крупносерийного производства.


Ќ»– ЂЌаследиеї

ѕоскольку ѕј  XR ќ — €вл€етс€ продуктовым проектом, то используемые в конечном продукте технологии представл€ют из себ€ замкнутую группу, а эффективность продукта полностью зависит от комплексности их освоени€ и внедрени€. Ёто ставит проблемы выравнивани€ уровней зрелости перспективных инновационных технологий, комплексного межведомственного планировани€ и управлени€ разработкой, производством и внедрением.

ѕроект аккумулирует накопленный организационный опыт советской и российской промышленности и науки как наиболее доступный, с учЄтом адаптации к текущим услови€м.

ѕослесловие

¬ рамках журнальной статьи невозможно охватить весь объЄм планируемых и ведущихс€ проектных работ.  то хочет сотрудничать, пишите с рабочего адреса вот сюда: 352217@rambler.ru. ѕредставьтесь, назовите должность и организацию, вам об€зательно ответ€т.

–азворачивающа€с€ программа проектов рассчитана на дес€ть лет. Ќо дес€ть лет пролет€т быстро. » тогда, в глубокой тишине кабинетов, мы увидим контуры нового мира.

 орпоративна€ вселенна€: суверенна€ навигаци€


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ќадо ли жалеть свои мозги?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

SIGNAL выпустил замену BIM 360 Ч SIGNAL DOCS — јлександр ѕопов, директор по цифровым технологи€м SIGNAL (8 июн€ 2023)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.