¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

24 марта 2021

 орпоративна€ вселенна€: BIM в технологических укладах

јркадий  азанцев

јркадий  азанцев Ч технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение, √ќ«. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности более 25 лет.
¬се публикации автора на isicad.ru, начина€ с 2014 года.
Ђ»ндустриальна€ система Ч это экономика в аспекте воспроизводстваї

ј.–. Ѕелоусов

ѕредисловие

—в€того јвгустина спросили: Ђ„то такое врем€?ї —в€той јвгустин ответил: Ђ огда мен€ не спрашивают, то € знаю, что этої. Ћюбое описание факта или €влени€ €вл€етс€ неполным. ѕоэтому люба€ информационна€ система строитс€ в интересах потребителей информации, и всЄ многообразие факта превращаетс€ в формальную запись.

¬ последнее врем€ имеетс€ тенденци€ к созданию систем управлени€ корпоративной инфраструктурой с использованием технологий информационного моделировани€ (“»ћ), причЄм особый интерес про€вл€етс€ к этапу эксплуатации. ѕервое впечатление корпоративных заказчиков подобных систем можно передать словами: как нам описать вселенную? ”веренное начальственное Ђпишите техническое задание!ї быстро тонет в испуганных глазах подчинЄнных. «а прошедшие 150 лет с начала промышленной революции и по€влени€ отрасли на учЄте скопилось свыше пары миллионов объектов по всей стране, дес€тки тыс€ч земельных участков, несчитанное число производственных и хоз€йственных процессов, к которым сейчас модно добавл€ть приставку Ђбизнес-ї. “еперь же, повед€сь на беспринципную рекламу алчных вендоров, начальство хочет Ђвидеть всЄ это в бим-ахї, а наиболее хитрые, умеющие держать нос по ветру, многозначительно добавл€ют, что Ђтехнологии информационного моделировани€ Ц это не только BIM!ї “аким образом, перед практическими специалистами встаЄт непроста€ задача впихнуть вселенную в формальную запись. ѕричЄм это всем должно понравитьс€, и от этого компании должна быть реальна€ польза.

Ќиже приведен один из подходов к формированию модели целевой реальности из тьмы корпоративной вселенной, котора€, как и любой реальный объект, имеет в общем случае бесконечное число свойств, а значит, и моделей своего представлени€.

¬ качестве примера вз€та железнодорожна€ отрасль, но, на мой взгл€д, подход должен работать дл€ любой крупной корпорации, большинство из которых давно уже превратились в Ђгосударство в государствеї.

ћы здесь не одни: проблема вы€влени€ новизны

¬ подавл€ющем числе случаев на работу мы приходим в уже сложившуюс€ компанию. ≈Є жизненно важные функции автоматизированы ещЄ до нас. » всЄ работает. ¬ести себ€ как месси€, пришедший с благой вестью Ђ¬озвещаю вам о скором приходе BIM-а! ѕомолимс€ же, брать€!ї по меньшей мере глупо. Ќадо честно признать, что все зан€ты своей производственной текучкой и никто нас особо не ждЄт. ѕоэтому, чтобы встроитьс€ с пользой в хоз€йственный механизм, надо сначала пон€ть, как он устроен. ѕоэтому начинать надо Ч с исследований1.

—амое простое и напрашивающеес€ решение Ч сесть за изучение бизнес-процессов. » вот здесь по€вл€ютс€ первые грабли. ¬ бизнес-процессах нет BIMа.  орпоративные ERP-системы существовали и прекрасно существуют без него2. ƒл€ работы ERP-системы наличие BIM-модели не €вл€етс€ критическим, жизненно важным фактором.

ѕоэтому, чтобы построить полезную дл€ нас модель целевой реальности3, надо отойти от процессов и св€занных с ними процессных моделей. BIM это технологи€, а не процесс (который в бизнес-процессах обычно рассматриваетс€ как процесс организации).

1 ќб исследовани€х Ч см. статью ЂЌаблюдение за наблюдающим: о методе isicad-аї.
2 ћожно, конечно, увер€ть, что ЂBIM обеспечит бесшовную интеграцию данныхї и проча€, но растЄт риск, что на вас начнут смотреть как на мальчугана, который хочет сладкого мороженого и поэтому Ђд€д€, купи скакалку! ну купи пожалуйста!їЕ
3 ÷елева€ реальность Ч это то, что объективно существует (предметна€ область), но вы на неЄ смотрите под определЄнным углом зрени€ (с определЄнной целью). ѕримеры см. в ѕарадигма —»ћѕлекс: формирование инженерной модели основных фондов

ѕример: если у вас есть топор, то процесс изготовлени€ дров возможен только через операции разруба; если у вас есть еще пила, то вы можете добавить операции распила там, где они более эффективны (распил брЄвен на чурбаки). ќтсюда пон€тно, что есть технологии как инструменты (пила или топор и приЄмы работы с ними), а есть технологии как организационные процессы (процесс заготовки дров). BIM Ч это инструментальна€ технологи€, а не организационна€, это своего рода Ђпилаї.

ƒл€ того чтобы объ€снить это начальству, привыкшему командовать людьми, приходитс€ дополнительно рисовать пирамиду “ехника-”правление-Ёкономика. »зменение инструментов (производственные силы) ведЄт к изменению организационных процессов (производственные отношени€) и повышению эффективности бизнеса (экономика). Ќо чтобы воспользоватьс€ Ђинструментомї эффективно, он должен быть правильно спроектирован. ѕроектирование Ђинструментаї, то бишь средства производства, описано здесь: ѕарадигма —»ћѕлекс: формирование инженерной модели основных фондов.

»так, у нас есть инструментальна€ технологи€. ќсталось пон€ть, что из себ€ представл€ет Ђхоз€йственный механизмї компании, в который мы хотим эту технологию внедр€ть.

ћетод исследовани€ хоз€йственного механизма

 огда € работал в автопроме, старшие товарищи рассказали мне аксиому, которой должен руководствоватьс€ каждый конструктор, если он хочет стать главным конструктором: Ђјвтомобиль не начинают конструировать с колесаї4. »сход€ из этого принципа, в корпоративной нормативке следует искать документ, формулирующий бизнес-цель компании. “акой документ нашЄлс€ под названием Ђќсновные принципы организации транспортного обслуживани€ и реализации услуг по перевозкам грузовї. »з него стало пон€тно, кто за что отвечает, чтобы компани€ получала прибыль5. ќт ответственности за бизнес-процесс легко перейти к ѕоложени€м о подразделени€х дл€ уточнени€ периметра задач, контролируемых руководством через KPI, и функций, контролируемых самим подразделением.

4 —казать по правде, работа€ в промышленных компани€х, € неоднократно наблюдал специалистов и менеджеров, которые эту аксиому нарушали. ѕоскольку у нас в техноструктуре каждый Ч гений, а начальники поголовно дураки, то авторитетов не существует и надо всЄ проверить на себе .

5 »нтересно, что у компании-перевозчика бизнес-цель оказалась одна: продажа услуг по перевозкам грузов. ¬ автомобилестроительной компании таких бизнес-целей было четыре. “ри из них были св€заны с максимизацией прибыли: продажа нового автомобил€, продажа запчастей, послегарантийное обслуживание. » ещЄ одна бизнес-цель была св€зана с минимизацией убытков: гарантийное обслуживание. ≈сли бы последней цели не было, то автомобиль бы разваливалс€ в первый же день после покупки, поскольку так выгодно .

ѕо правилам проведени€ исследовани€ работа с документами дополнилась интервью с опытными коллегами.

–езультатом исследовани€ стала нижеследующа€ модель (в версии статьи часть элементов убрана), св€завша€ уровни ЂЁкономикаї и Ђ”правлениеї Ч см. рис. 1.

BIM в технологических укладах

–ис. 1. ћодель целевой реальности по результатам исследований

ѕоскольку дл€ интеграции инструментальной технологии (BIM) необходимо спуститьс€ с уровн€ Ђ”правлениеї до уровн€ Ђ“ехникаї, дл€ работы с моделью был применЄн матричный метод Ч см. рис. 2.
BIM в технологических укладах

–ис. 2. ќбща€ схема матричного метода (ќписание методики см. здесь)

–езультат применени€ метода дал важные элементы дл€ модели системы управлени€ инфраструктурой на уровне Ђ“ехникаї: технологический уклад и его структуру Ч см. рис. 3.
BIM в технологических укладах

–ис. 3. –езультаты применени€ матричного метода к целевой реальности

‘акторы были получены в результате исследовани€6. ƒл€ более лучшего удовлетворени€ этих факторов может как формироватьс€ новый техуклад, так и модернизироватьс€ существующий.

6 «десь следует обратить внимание на то, что Ђэксплуатаци€ инфраструктурыї относитс€ к управлению движением, а не к содержанию инфраструктуры, и поэтому €вл€етс€ фактором вли€ни€ ( ¬‘ 3) дл€ этой модели целевой реальности.

»нтересен фактор Ђ—лучайное событиеї, рассмотрим пример, по€сн€ющий его работу.

ѕример. ¬ы едете на машине через лесной массив. Ќеожиданно на дорогу выскакивает лось. ¬еро€тность событи€ (риск) равн€етс€ 10-6, то есть ничтожно мала, но лось выскакивает именно перед вашей машинойЕ

ѕопадЄте ли вы в аварию зависит от целой группы показателей, которую можно назвать как Ђспособность системы адаптироватьс€ к резкому изменению обстановкиї. “аким образом, фактор тестирует конкретный технологический уклад на устойчивость.

Ѕолее подробно феномену технологического уклада посв€щена следующа€ глава.

’оз€йственный механизм компании в разрезе технологических укладов

“ехнологический уклад Ч это замкнутый цикл производств, имеющих единый технический уровень и развивающихс€ синхронно.

ƒл€ по€снени€ важности учЄта технологического уклада в де€тельности организации можно привести два примера:

ѕример 1. ≈сли у вас на фирме существует бумажный документооборот (уклад), то установка на одно рабочее место компьютера не приведЄт к цифровизации документооборота Ч вы будете набирать на компьютере Ѕ”ћј∆Ќџ≈ документы.

ѕример 2. “о же самое происходит в строительстве, где существует технологический уклад инженерного документооборота, основанного на чертежах —ѕƒ—. “ак, проектировщики, создав BIM-модель, следом Ђнарезаютї с неЄ чертежи —ѕƒ— и запускают их дальше, по процессу Ч потому что таков уклад.

¬ укладе, очевидно, выдел€ютс€ основна€ технологи€ и сопутствующие технологии.

ѕример. — по€влением паровоза развивались сопутствующие технологии обогащени€ угл€, его доставки, хранени€ и загрузки; технологии приготовлени€ воды дл€ паровой машины; еЄ обслуживани€, ремонта и т. д.; создавалась соответствующа€ технологи€м инфраструктура. — по€влением тепловоза старые сопутствующие технологии исчезли и по€вились новые, то же самое произошло с по€влением электровозов Ч изменилось даже оснащение пути (электропитание).

 ак было показано выше (см. примеры с документооборотом), технологические уклады имеют власть Ђнагибатьї новые технологии под себ€: нова€ технологи€, встраива€сь в устаревший уклад, частично тер€ет свою эффективность, а может быть просто вытеснена вон, в пользу старой технологии, менее эффективной, но уже полностью встроенной в уклад. ѕоэтому эффективна€ модернизаци€ должна начинатьс€ одновременно в нескольких ключевых точках уклада.

BIM в технологических укладах

–ис. 4. “ехнологический уклад как класс и как структурный тип

¬ матричном методе (см. рис. 3) каждому техукладу соответствует отдельна€ матрица  », где роль  »ii играют технологии уклада. ”клад считаетс€ сложившимс€, когда технологии удовлетвор€ют всем проверочным требовани€м дл€ матрицы (адекватность, целостность, непротиворечивость и инвариантность)7.

7 ѕодробно о матричном методе смотри здесь: Ќовые модели продуктового проектировани€: матричный метод.

¬ матрицу  » дл€ ќ‘ — вход€т материальные объекты, техпроцесс €вл€етс€ единственной нематериальной сущностью. “ехпроцесс св€зывает материальные объекты (технику, технические сооружени€), прописыва€ св€зи между ними, но с точки зрени€ основных фондов он не существует (в реальности), что вызывает известный парадокс в бухгалтерском учЄте: капитальный объект есть, расходы по его содержанию есть, а зачем он нужен Ч непон€тно. Ёто отмечали ещЄ учЄные-экономисты, раздел€€ и обосновыва€ существование пон€тий ЂучЄт бухгалтерскийї и ЂучЄт управленческийї.

ќчевидно, что техуклады в большой территориально разнесЄнной компании группируютс€ в собственные иерархии (поскольку, как показывает практика, одну и ту же задачу можно решить несколькими способами (и ведь решают!) Ч что, конечно, усложн€ет совместимость при попытках унификации).  омпактна€ дл€ удобства анализа запись техуклада показана на рис. 5.

BIM в технологических укладах

–ис. 5. ѕримеры краткой записи техуклада

ѕарадигма технологических укладов позвол€ет конкретизировать термин Ђцифрова€ трансформаци€ бизнесаї как перенос технологий между совместимыми техукладами Ч см. рис. 6.

BIM в технологических укладах

–ис. 6. ÷ифрова€ трансформаци€ бизнеса в модели техукладов

—ледует сказать, что внутри матричного описани€ техуклада (в отличие от иерархических схем) видно, что взаимодействие компонентов двунаправленно. “о, что техпроцесс формирует требовани€ к подбору оборудовани€, всем пон€тно. ј вот как техника и технические сооружени€ вли€ют на техпроцесс, можно показать на примере метро.

ѕример. „тобы увеличить пропускную способность метро, вполне логично увеличить мощность локомотива и длину поезда. ќднако если в наземке дл€ этого достаточно минимальных затрат на увеличение длины перрона, то в метро возникает жЄсткий лимит на длину подземных станций. —ледовательно, решение проблемы пошло в направлении повышени€ частоты движени€ поездов и модернизации систем управлени€ движением. “ак технические ограничени€ вли€ют на техпроцесс8.

8 ¬ машиностроении классическим €вл€етс€ пример с производительностью оборудовани€, когда нужно выпускать больше продукции, чем определено техпаспортом обрабатывающего центра, Ч оборудование начинают ставить параллельно, что требует изменений в системах подачи, отгрузки и питани€.

¬ажным пунктом в анализе укладов €вл€етс€ понимание принципа создани€ новых мощностей (в том числе и информационных): как замещение (замена отсталых передовыми) или как дополнение (пристраивание Ђкостылейї к отсталым основным технологи€м). Ђѕроблема плановой экономики была в том, что в ———– научились открывать заводы, но не научились их закрыватьї ©.

÷ифровизаци€, построенна€ по типу дополнени€, зан€та в основном созданием Ђудобствї во вторичных процессах и с объ€вленной ѕравительством –‘ Ђцифровой трансформацией экономикиї (глубинной перестройкой базовых технологий) не имеет ничего общего.

«аверша€ описание модели хоз€йственного механизма в форме техукладов, необходимо привести важное определение: Ђ”правление Ч это приведение объекта управлени€ в целевое состо€ниеї ©. “аким образом, управление Ч это не содержание, что часто путают. »сход€ из определени€, результат работы системы управлени€ инфраструктурой с использованием “»ћ Ч это наилучший ответ на ключевые факторы вли€ни€ ( ¬‘):

  • либо через эволюцию Ч модернизацию существующих техукладов (определение отсталых/передовых, определение доминирующих, план модернизационных меропри€тий и т. д.),
  • либо через инновацию Ч формирование принципиально новых техукладов9.

9 ќписанный в данном абзаце подход позвол€ет выйти из тупика директивного управлени€, но не потер€ть управл€емость. ƒело в том, что многочисленные Ђзападныеї методы корпоративного управлени€, доступные в публичной литературе, €вл€ютс€ по сути тоталитарными, предлага€ ставить стратегическую цель наверху пирамиды и далее каскадировать ее на все звень€. “акой механистический подход ещЄ работает при создании техники, однако в хоз€йственном механизме мегакорпорации ———– уже на рубеже 60-х столкнулись с тем, что централизованное планирование хорошо работает только тогда, когда цель всего одна (например Ч подготовить страну к будущей войне).  огда же целей становитс€ много, что происходит объективно, Ч и оборону надо крепить, и народ надо кормить, и в космос летать, и атомный флот строить и т. д. и т. п., Ч то конкуренци€ за ресурсы усложн€ет такое планирование многократно. ”правление через уклады не требует формулировки единственно верной директивы, с чем в компани€х всегда проблемы, а предлагает, по сути, механизм взаимоув€занной адаптации.

ј это уже позвол€ет, в свою очередь, пересмотреть подход к стратегии ведени€ Ќ»ќ – и осуществить переход: от попыток внедрени€ отдельных технологий в хоз€йственный механизм компании Ч к комплексным проектам модернизации технологических укладов.

»нтеграци€

‘изическа€ модель объекта капитального строительства была подробно описана в предыдущей статье. «десь же приводитс€ еЄ кратка€ форма:

BIM в технологических укладах

–ис. 7. ‘-модель ќ‘ —, кратка€ запись (ќписание ‘-модели см. здесь)

»так, инструментальна€ технологи€ у нас есть, хоз€йственный механизм Ч описан. Ќеобходимо переходить к интеграции двух сущностей.

»нтеграци€ происходит через дополнительный шаг Ч формирование производственной и учЄтной функций системы управлени€ с использованием “»ћ, см. рис. 8.

BIM в технологических укладах

–ис. 8. ѕроизводственна€ функци€ Ч целевое состо€ние

¬ышеприведЄнна€ схема показывает, что технологи€ встраиваетс€ в совершенно определЄнные техуклады, об€зательно содержащие в себе группу сопутствующих технологий10. ¬недрение еЄ в произвольном укладе, как было сказано выше, может привести к снижению эффекта от неЄ и неудаче.

10 «амечание к схеме производственной функции. ѕо€вление термина Ђцифровой двойникї в инфраструктуре и его быстрое распространение на такие новые термины, как Ђумна€ инфраструктураї и Ђумные городаї, намекает, что существует источник этих пон€тий, где уже есть комплекс необходимых технологий.  ак показало исследование, это пришло из автоматизации промышленных производств, где термины ј—” “ѕ, SCADA и прочие давно известны специалистам. ¬ определЄнный момент асушникам в производстве автоматизировать стало нечего, наступил предел возможностей технологий, следовательно, возник вопрос освоени€ новых рынков. Ётим рынком стала общественна€ инфраструктура и коммерческа€ логистика. ¬озникла иде€ превратить их в подобие производственных линий, раз уж технологии там хорошо разработаны. ѕоэтому безлюдное управление транспортными средствами нужно не столько с точки зрени€ коммерческой выгоды (есть подозрение, что выгода там на самом деле минимальна), а дл€ того, чтобы запихнуть транспорт в технологические операционные системы. ј дл€ этого надо убрать от рул€ вечный источник рисков и неопределЄнности Ч человека.
ѕоскольку дл€ технологической операционной системы, уже не замкнутой в пределах цеха, нужен глобальный сетевой доступ к объектам управлени€, то совершенно логичным стал выбор уже существующей глобальной сети Ч »нтернета. Ђ»нтернет вещейї оказалс€ новым заманчивым рынком освоени€ государственных и корпоративных бюджетов. ќтсюда и глобальна€ цифровизаци€, неумолимо продвигаема€ во всЄм мире, Ч технократам от ј—” нужны объекты дл€ подключени€. ƒаст ли всЄ это экономический эффект или обернЄтс€ очередным распылением средств на вс€кие глупости Ч зависит от €сного и холодного ума тех, кто отвечает за цифровизацию на конкретном месте.

Ђ«аграница нам поможетї: пример из анализа стратегий иностранных компаний

Ќасколько €вл€етс€ важным не напортачить в исследовани€х, показывает пример —тратегии управлени€ активами железнодорожной инфраструктуры компании Network Rail (¬еликобритани€)11.

11 Network Rail Ч британска€ компани€, владелец и оператор железнодорожной инфраструктуры в ¬еликобритании (за исключением —еверной »рландии). ќбслуживает компании на рынке пассажирских и грузовых перевозок по железной дороге. —оздана в 2002 году вместо ликвидированной государственной компании Railtrack. Ўтаб-квартира в Ћондоне. ћатеринска€ компани€ Ч ћинистерство транспорта ¬еликобритании. »мущество компании составл€ют железнодорожные пути общей прот€жЄнностью 20 тыс€ч миль (свыше 30 тыс€ч км), система сигнализации, мосты, путепроводы, тоннели и около 2500 станций. 17 крупнейших вокзалов страны (11 из которых расположены в Ћондоне) управл€ютс€ оператором напр€мую.

Ќа стр. 11 —тратегии приведена Ђфиксированна€ классификаци€ активовї, состо€ща€ из 10 категорий:

  1. —игнализаци€
  2. ѕути
  3. —труктуры
  4. «емл€ные работы
  5. Ёлектрификаци€ и мастерские
  6. ƒренаж
  7. –астительность и ограждени€ (от пути)
  8. ќперационна€ недвижимость
  9. ѕереезды
  10. “елеком

ќставив за скобками анализа вопросы о том, почему на верхний уровень классификатора попали именно эти классы объектов, зададимс€ вопросом: как така€ классификаци€ помогает управл€ть инфраструктурой с точки зрени€ бизнес-факторов? ћоЄ мнение, что никак. Ќеудивительно, что уже на следующей странице —тратегии британцы отожгли по полной:

ЂЕЌесмотр€ на общие достижени€, ожидаемый вклад в поездной сервис в части его производительности не материализовалс€. јнализ причин этого показал, что надежность инфраструктуры вносит лишь ограниченный вклад в ќбщий PPM Ч другие факторы, в том числе конфигураци€ расписаний, имеют большее значениеї. » в следующем абзаце, в полном соответствии с британской комедией Ђƒа, господин министр!ї, они пишут: ЂЕмы хотим реализовать дополнительные возможности повышени€ производительности нашей инфраструктуры Е путем целенаправленного воздействи€ на повышение надежностиї. »щем не там, где потер€ли, а там, где посветлее, да и вообще не знаем, что искатьЕ

¬ дополнение, из —тратегии вы€сн€етс€, что экономическим приоритетом британских железных дорог €вл€ютс€ пассажирские перевозки, что в нашей стране носит социальную, а не экономическую функцию.

Ѕрать иностранный опыт кусками, не понима€ причин развити€ у них тех или иных технологических укладов, а также состо€ни€ умов, эти уклады продвигающих, Ч весьма рискованное зан€тие.

ѕослесловие

Ќеоднократно от коллег из разных крупных компаний € слышал слово в слово: ЂЌаша компани€ Ч это государство в государствеї. “еперь пон€тно почему Ч техуклады формируют целые Ђрегионыї компании-государства, только не территориально, а технологически, создава€, при общей целостности, сложную картину технокультурного разнообрази€12.

12 ќ Ђрегионализацииї говор€т и опытные коллеги: часть процессов обслуживают региональные железные дороги Ђна местахї и выносить управление этими процессами на центральный аппарат компании Ч нужды нетЕ “еперь это строго доказано.

¬ одной из своих статей € писал, что компани€, по мере своего развити€ и укрупнени€, неизбежно начинает приобретать черты государственного устройства. Ёто Ђгосударствої профессионально интересует нас в совершенно конкретном аспекте Ч своего технического и технологического развити€. јндрей –эмович Ѕелоусов, экономический советник ѕрезидента –‘, в одной из своих статей дал этому аспекту определение: Ђ»ндустриальна€ система Ч это экономика в аспекте воспроизводстваї. Ѕолее развернуто индустриальна€ система, по Ѕелоусову, может быть описана следующими ключевыми элементами:

  1. производственно-отраслева€ (ресурсна€, продуктова€) структура экономики;
  2. технологические заделы и пространство технологий, объединенные в систему взаимодействующих технологических укладов;
  3. научно-техническа€ среда, котора€ формирует технологические заделы и адаптирует их к уже существующей системе;
  4. производственна€ инфраструктура Ч системы энергообеспечени€, транспорта, св€зи;
  5. социальный механизм, обеспечивающий согласование макро- и микроцелей и мотиваций (речь идет о сопр€жении сто€щих перед экономикой общих целей, вытекающих из актуальных угроз, приоритетов доминирующих субъектов, ресурсных и иных ограничений, с системой общих социокультурных ценностей и норм, трансл€ции общих целей в систему индивидуальных трудовых и предпринимательских мотиваций);
  6. механизм воспроизводства Ђчеловеческого капиталаї, в частности квалификации работников и предпринимателей;
  7. институционально-субъектна€ среда, котора€ вырабатывает цели и обеспечивает их реализацию в рамках соответствующих организационных процедур и Ђправил игрыї;
  8. организационно-управленческа€ культура.

»з определени€ видно, что в статье рассмотрен один пункт из довольно большого списка. ј это означает, что впереди ещЄ много работыЕ


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:  ак искусственный интеллект защищал Ђ√еометрическое моделированиеї Ќ.Ќ. √олованова от пиратства isicad.ru
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

Ќедоразумение с чертежами — јлександр ямпольский, главный специалист ќќќ Ђћѕ÷ї, “ула (3 сент€бр€ 2021)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2021 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.