¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

16 апрел€ 2019

ѕроект √иперборе€: бизнес-модель вертикально-интегрированной компании

јркадий  азанцев


ќт главного редактора: јвтор Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение, √ќ«. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности 25 лет.

ј.  азанцев Ц автор серии аналитических публикаций на портале isicad.ru, в том числе статей:
ѕроект √иперборе€: эффективный »нжиниринговый ÷ентр глазами »“-директора,
ѕроект Ђ√иперборе€ї как пример вертикально-интегрированного отраслевого решени€.

— разрешени€ јркади€ цитирую фрагмент его письма ко мне:

—тать€ получилась сугубо экономическа€, но, надеюсь, посто€нным читател€м isicad.ru зайдЄт правильно :). ѕоскольку, посмотрев за выходные последние обсуждени€, € вижу, что:
Ц во-первых, вера в BIM как вундерваффе постепенно сходит на нет, и наблюдаетс€ некоторое разочарование в р€дах Ђ—видетелей “ехнологий, которые спасут этот грешный мирї;
Ц во-вторых, как только делаютс€ попытки перейти от обсуждени€ технологий к организации бизнес-процесса и поискать вундерваффе уже там, то тут же не хватает Ђдров дл€ костраї, поскольку технологические вендоры слабо представлены на этом рынке, им особо нечего предложить, а проектанты отделены как от экономики предпри€ти€, так и от прин€ти€ управленческих решений.

ћежду тем, решение проблемы –азвити€ и ѕрогресса Ц в сочетании трЄх составл€ющих: технологии, организации и экономики. я бы всем господам инженерам посоветовал прочесть замечательную книгу ќлега √ригорьева ЂЁпоха ростаї, исключительно дл€ расширени€ сознани€ :)).

Ч ƒа ты ещЄ и украл у мен€ сколькоЕ
Ч ѕобойтесь Ѕога, хоз€ин, за всю службу у вас не вз€л ни копейки.
Ч Ќу значит совсем дурак ты, пареньЕ

«арисовки купеческой жизни

Ђ„ем дальше собственник удалЄн от исполнителей, тем больше у последних желание что-то похититьї

”чебник по бухучЄту

ѕредисловие

Ќа написание этой статьи мен€ подвигла публикаци€ о ситуации с госзаказом по ¬ћ‘ Ђƒеньги на флот были. »х даже потратилиї. ѕо сути, в публикации оп€ть поднимаетс€ проблема становлени€ крупных госкомпаний, т.е. взаимоотношений государства и высокотехнологичного бизнеса, в том числе затрагиваетс€ весьма щекотлива€ тема Ц мотиваци€ конструкторских бюро ( Ѕ) и стоимость Ќ»ќ –ов при создании сложной наукоЄмкой техники.

¬ышеприведенна€ публикаци€ касаетс€ проблем в ќѕ , казалось бы, весьма специфичной отрасли, однако Ђкаждый считает себ€ уникальным, и только доктор знает, что все болеют одними и теми же болезн€миї©. ѕоэтому эта публикаци€ вполне подойдЄт, чтобы на приведенных в ней примерах рассмотреть общие проблемы крупного промышленного бизнеса.

¬ начале 90-х акционирование предпри€тий ќѕ  подразумевало, что, став более самосто€тельными, они оптимизируют производственные цепочки, однако в рыночном хаосе они просто потер€ли заказы. „тобы смерть ќѕ  не лишила –одину суверенитета, предпри€ти€ волей сверху были объединены в холдинги, сформированные по типам выпускаемой конечной продукции. Ќо акционирование их Ц осталось, а вместе с ним и экономическа€ мотиваци€ отдельных субъектов производственных цепочек. јкционерные общества (јќ) Ц это, в первую очередь, коммерческие предпри€ти€, они развиваютс€ за счЄт прибыли, а значит каждый участник производственной цепочки холдинга заинтересован в извлечении личной прибыли. ѕоэтому объединение профильных предпри€тий в холдинги, ориентированные на конечную продукцию, ещЄ не означает создание Ђвертикальной интеграцииї Ц Ђдерибанї бюджета проекта наблюдаетс€ в каждом јќ.

“ак акционированные  Ѕ превратились в Ђпродавцов бумагиї, на конечный результат они не работают, по крайней мере, они не заинтересованы в этом экономически.

„то же касаетс€ Ќ»ќ –ов, то здесь вовсю работает механизм пресловутой Ђзатратной экономикиї: поскольку сейчас прибыль рассчитываетс€ как процент от себестоимости, то чтобы подн€ть прибыль, менеджеры предпочитают всеми правдами и неправдами накручивать себестоимость проекта. ¬едь это Ц Ђприбыли из воздухаї.

—ейчас от ѕравительства мы посто€нно слышим мантру Ђденег нетї, а с чего они будут? ≈сли вы носите воду из реки в дыр€вом решете, много вы донесЄте до бочки?.. ѕроблема госкомпаний не в том, что в них ЂцветЄт коррупци€ї, не в коррупционерах дело, в любой более-менее крупной компании, даже частной, коррупци€ существует, хот€ с ней и борютс€. ¬ публикации чЄтко показано, и € согласен с автором, что деньги зачастую не разворовываютс€ Ц деньги просто проедаютс€ на вполне законных основани€х.

 оррупци€ Ц это следствие, а причина Ц в экономическом механизме рыночных отношений в ќѕ . ≈го несовершенство мотивирует рост затрат.

ћногое, очень многое зависит от экономического принуждени€. Ќикто не будет нарушать законы и правила, которые ему выгодны. ≈сли сейчас выгодно Ђдерибанитьї и проедать, то только репрессивными мерами это не победить. Ќужна альтернатива.

¬ рамках проекта Ђ√иперборе€ї было разработано много отраслевых альтернатив, на одной из них € остановлюсь подробнее.

ќсновна€ часть: описание модели

Ч я им всегда говорю: реб€та, воруйте с прибыли, а не с убытковЕ

ѕочти анекдот

»так, на манеже всЄ те же лица:

  • ќјќ ЂЌефтегазї Ц российска€ энергетическа€ компани€ (название изменено);
  • ÷ Ѕ Ђ»зумрудї Ц российское кораблестроительное конструкторское бюро компании ќјќ ЂЌефтегазї (название изменено);
  • ——« Ђќкеанї Ц судостроительный завод ќјќ ЂЌефтегазї (название изменено).
»х производственна€ цепочка, с точки зрени€ бизнеса, выгл€дит следующим образом (рис. 1):
 азанцев 4 19

–ис. 1. ѕроизводственна€ цепочка. ÷ентры затрат и прибыли

ѕримечание: на самом деле при эксплуатации расходы тоже возникают, и их надо учитывать, но дл€ лучшего понимани€ сути модели они не показаны.

ѕосле публикации статьи Ђѕроект √иперборе€: эффективный »нжиниринговый ÷ентр глазами »“-директораї мне задавали вопросы про противоречие: как так Ц нулева€ рентабельность и тут же рента, то есть прибыль? ѕротиворечи€ нет, всЄ зависит от того,  ј  формируетс€ доходна€ часть ÷ Ѕ Ц из расходов или из доходов бизнес-процесса. —мотрим внимательно.


Ѕизнес-модель вертикально-интегрированной компании

ќсновные положени€ модели:

  • ѕрибыль извлекаетс€ из конечного продукта. ѕромежуточные звень€ производственной цепочки должны работать с нулевой рентабельностью.
  • ¬се звень€ производственной цепочки должны работать на рост прибавочной стоимости конечного продукта.
  • ѕромежуточные звень€ участвуют в разделе прибыли от конечного продукта.
  • ÷ентрализованное управление цепочкой от затрат до прибыли.
  • ÷ентрализованное финансирование работ по проектам осуществл€етс€ в форме кредитов.


 лючевым отличием здесь €вл€етс€ принцип финансировани€ дочерних компаний (промежуточных звеньев производственной цепи), на которые расходуетс€ проектный бюджет. —ейчас эти деньги просто передаютс€ Ђдочкеї дл€ выполнени€ работ по проекту, причЄм процент прибыли Ђдочкиї в них уже заложен. “о есть Ђматеринска€ї компани€ (отраслевой холдинг) доходов от бизнеса ещЄ не получила, а Ђдочкаї уже с прибылью сидит. ¬озникает экономический парадокс: откуда у неЄ может вз€тьс€ прибыль, если мы ещЄ не получили прибыли от конечной продукции, а значит в самом бизнесе больше денег не стало?

ѕоэтому логика очень проста€ и здрава€: раз Ђдочерн€€ї компани€ работает по себестоимости и свободных денег у неЄ нет, то дл€ выполнени€ проектных работ пусть берЄт кредит.  онечно, по внутрикорпоративным правилам. —уть в том, что все промежуточные звень€ производственной цепочки начинают работать на заЄмные средства. —мотрим, как это должно работать, на примере судостроительного бизнеса ЂЌефтегазаї:

  1. ¬ бизнес-модель вход€т:
    • ƒепартамент судостроени€ ЂЌефтегазаї, в составе которого имеетс€ »нвестиционный фонд (»‘);
    • ÷ Ѕ Ђ»зумрудї ( Ѕ);
    • —удостроительный завод Ђќкеанї (——«).
  2.  онечными продуктами производственной цепочки €вл€ютс€ суда и проча€ морска€ техника. ѕродукт €вл€етс€ средством производства, а не потреблени€. ѕрибыль от продукта извлекаетс€ из полезной работы (например, дл€ танкера Ц при перевозке добытой нефти).
  3. ¬ жизненном цикле продукта выдел€ютс€ этапы: проектирование, строительство, эксплуатаци€. Ётапы, на которых возникают затраты: проектирование ( Ѕ), строительство (——«), эксплуатаци€. Ётап, на котором извлекаетс€ прибыль: эксплуатаци€.
  4. ѕри открытии проекта »‘ выдаЄт  Ѕ кредит на проектирование, по себестоимости проектных работ.
  5. ѕосле начала эксплуатации построенного судна  Ѕ выплачиваетс€ Ђинтеллектуальна€ рентаї в виде процента из прибыли от эксплуатации. Ёта рента поступает в »‘ в счЄт погашени€ выданного кредита.
     азанцев 4 19

    –ис. 2. Ѕизнес-цикл. ¬озврат инвестиций

  6. ѕосле полного погашени€ кредита через »‘ в  Ѕ начинает поступать прибыль от ренты. –ентные платежи поступают в  Ѕ вплоть до окончани€ эксплуатации судна.
  7. ¬ случае строительства серии судов по одному проекту  Ѕ получает рентные платежи с каждого судна серии.
  8. –ента выплачиваетс€ только за врем€ полезной работы судна или просто€ по вине владельца судна, в период ремонта рента не выплачиваетс€.
  9. ƒл€ ——« аналогичны пп. 4-8.


¬ чЄм выгода такой бизнес-модели?

  1.  Ѕ заинтересовано в проектировании максимально эффективных в эксплуатации судов: чем больше прибыль от полезной работы, тем выше рентные платежи.
  2.  Ѕ заинтересовано в проектировании максимально надЄжных судов: чем меньше судно простоит в ремонте, тем меньше врем€, в которое рента не начисл€етс€.
  3.  Ѕ заинтересовано в проектировании судов с длительным сроком эксплуатации: чем дольше судно эксплуатируетс€, тем больше суммарна€ прибыль  Ѕ после погашени€ кредита на проектирование.
  4.  Ѕ заинтересовано в строительстве крупных серий, поскольку рента поступает с каждого экземпл€ра судна, что позвол€ет сократить срок выплаты кредита.
  5. ѕри этом крупные серии судов снижают себестоимость строительства на ——« каждого последующего экземпл€ра и за счЄт унификации снижают расходы на ремонты.
  6.  Ѕ интересуетс€ услови€ми эксплуатации судна, поскольку обратна€ св€зь с  Ѕ обусловлена экономической мотивацией.
  7.  Ѕ сразу получает необходимые денежные средства дл€ выполнени€ проектных работ в виде дешЄвых денег Ц внутрикорпоративного кредита.
  8.  Ѕ не заинтересовано в накручивании себестоимости проекта Ц чем больше себестоимость, тем больше кредит, дольше срок его погашени€ и сумма процентов, а значит чистую рентную прибыль от эксплуатации судна  Ѕ увидит нескоро.
  9. »‘ заинтересован в прибыльности инвестиций в судостроительные проекты: если судно не построено и не эксплуатируетс€, то растЄт дебиторска€ задолженность  Ѕ перед фондом.
  10. —итуаци€ с ——« аналогична п. 9.
  11. ЂЌефтегазї через инструменты ренты и кредита получает простой и прозрачный экономический механизм управлени€ сроками окупаемости судостроительных проектов и рентабельностью отрасли в целом.

„итатель, осиливший статью до этого места, может задать вопрос: ЂЌу ладно, с вашими Ђкоммерсамиї пон€тно, а что с продукцией ќѕ ?ї ƒа то же самое: пока в походе или на учени€х Ц рента идЄт, пока в ремонте Ц нет. ¬сЄ просто. ≈сли уж вы запустили рыночные отношени€ в оборонную отрасль, то уж будьте добры играть по экономическим правилам. ѕотому что на генеральско-адмиральский рык Ђвы должны сразу делать всЄ хорошо и качественно!!!ї, ќѕ  тихо усмехаетс€ себе под нос: Ђдолжны, но не об€заныЕї. “олько прибыли, только экономическа€ мотиваци€.

«аключение

»так, рента и кредит Ц приводные ремни экономического механизма вертикально-интегрированных компаний. ¬сем добра  .
 азанцев 4 19


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ќднажды на isicad.ru: искусство легких касаний темы искусственного интеллекта в —јѕ–
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.