¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

3 августа 2016

ѕроект Ђ√иперборе€ї как пример вертикально-интегрированного отраслевого решени€

јркадий  азанцев

јвтор Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности около 25 лет.

ј. азанцев Ч автор дес€ти (10) статей, опубликованных на портале isicad.ru.

–оссийским Ђпродажникамї инженерного софта посв€щаетс€Е

1. ѕредисловие

¬ начале 2016 года на площадке isicad.ru состо€лась дискусси€ об участии государства и крупного бизнеса в развитии »“-технологий капитального строительства в нашей стране. ƒискусси€ показала недостаток информации о том, какие задачи и как решают государство и крупные бизнес-структуры, а это в свою очередь мешает правильной ориентации ответного предложени€.

ƒанна€ стать€ публикуетс€ мной, чтобы несколько восполнить дефицит информации о бизнес-логике прин€ти€ решений в крупных отечественных проектах и тем самым показать как формируютс€ требовани€ к программному обеспечению.

√иперборе€

—окращени€ по тексту:
Ч  омпани€ Ц крупна€ российска€ энергетическа€ компани€;
Ч  Ѕ Ц российское конструкторское бюро кораблестроени€.

2. ¬водна€.

ƒинамика мировых процессов показывает, что јзиатско-“ихоокеанский регион (ј“–) на ближайшие 50-100 лет станет самым передовым регионом планеты, Ђлокомотивом ростаї дл€ мировой экономики.

ѕеред политическим руководством –оссии со всей очевидностью встала задача не отстать в развитии своей части ј“–, обеспечить еЄ рентабельность, конкурентоспособность и стабильное развитие. — этой целью ѕравительством –‘ была разработана комплексна€ программа развити€ российского ƒальнего ¬остока.

√иперборе€

Ёнергетическое обеспечение развити€ промышленности региона, обеспечение международных торговых путей, вопросы зан€тости и роста населени€ решаютс€, в том числе, с помощью развити€ современной судостроительной отрасли. ƒл€ решени€ поставленной задачи российское государство привлекает крупные российские компании, бизнес которых св€зан с присутствием в регионе. ѕроще говор€ Ц Ђшельф в обмен на развитие территорийї.

3. ¬оплощение

ѕосле вхождени€ в орбиту  омпании в начале 2016 года, старейшее российское кораблестроительное  Ѕ получило второе дыхание. ѕеред руководством  Ѕ и инженерно-конструкторским коллективом в полный рост встали новые производственные задачи, требующие переосмыслени€ накопленного опыта и динамичного развити€.

–азработка месторождений углеводородов на прибрежном шельфе —еверного Ћедовитого океана и на ƒальнем ¬остоке –оссии требует создани€ современного флота судов и морских механизмов, обслуживающих месторождени€.

–еализаци€ поставленной задачи осложн€етс€ тем, что многие технологии, в том числе специализированные суда и судовые агрегаты в –оссии не производились.

“аким образом, перед  омпанией возникла сложна€ организационно-техническа€ задача, которую можно решить несколькими способами.

ќдним из таких решений €вл€етс€ закупка/заказ недостающих судов и механизмов за рубежом или в российских судостроительных компани€х. ќчевидно, что такое решение, при кажущейс€ легкости и логичности имеет один существенный недостаток Ц компани€-заказчик вынуждена осуществл€ть закупки по рыночной цене, оставл€€ таким образом, у продавца часть своей прибыли.

ѕоэтому, чтобы существенно снизить издержки, св€занные с приобретением судов, необходимо наладить собственное производство внутри  омпании, т.е. получать их не по рыночной цене, а по себестоимости изготовлени€.

»звестно, что наибольшее снижение себестоимости конечного издели€ обеспечивает вертикальна€ интеграци€ участников основной технологической цепочки.

ѕриобретение  омпанией пакетов акций р€да судостроительных заводов на ƒальнем ¬остоке позвол€ет осуществл€ть управление себестоимостью судна на этапе его постройки.

ќднако очевидно, что затраты на изготовление в значительной степени определ€ютс€ конструкторско-технологическими решени€ми, принимаемыми на стадии проекта. ѕоэтому, вполне логичным, после вхождени€ в акционерный капитал верфей, €вилось приобретение  омпанией профильного конструкторского бюро - это позвол€ет компании осуществл€ть управление себестоимостью будущего судна ещЄ на стадии проекта.

ќчевидно также, что вновь созданна€ вертикально-интегрированна€ структура должна быть более выгодна  омпании, чем закупки у партнеров, в противном случае, инвестиции и содержание тер€ют смысл.

√иперборе€

ѕрактический опыт кораблестроени€ позволил  Ѕ осуществить системный подход к решаемой задаче.

 омпани€ планирует не только производить суда, но и сама их эксплуатировать, а это означает, что  омпании необходимо оценивать издержки прин€тых технических решений на значительном временном интервале. —ледовательно, роль конструкторского бюро, главной задачей которого €вл€етс€ выпуск технической документации, уже не может удовлетвор€ть требовани€м головной компании. ѕоэтому сейчас происходит последовательное преобразование  Ѕ в »нжиниринговый ÷ентр (далее »÷), главной целью которого €вл€етс€ обеспечение рентабельности технических решений на всех этапах жизненного цикла судна (проектирование Ц строительство Ц эксплуатаци€ Ц ремонт - утилизаци€), а также конкурентоспособность по сравнению с предложени€ми мирового рынка судостроени€.

–ентабельность можно рассматривать как функцию, на значение которой вли€ет много показателей. Ќапример, конструктивные показатели, вли€ющие на рентабельность:

  • —корость проектировани€ Ц сокращение сроков проектировани€ позвол€ет быстрее передать судно в эксплуатацию, где оно начинает приносить прибыль компании.
  •  ачество проектировани€ Ц конструктивна€ оптимизаци€ снижает стоимость материальных ресурсов и повышает топливную экономичность; безошибочность/точность проектировани€ снижает издержки на брак на этапе изготовлени€ судна.
  • “ехнологичность проектных решений Ц учЄт на этапе конструировани€ технологии изготовлени€ позвол€ет снизить стоимость изготовлени€ за счЄт: снижени€ количества технологических операций, снижени€ стоимости технологических операций, использование менее дорогого оборудовани€.
  • ћинимизаци€ капитального строительства Ц конструкци€ судна должна позвол€ть ему использовать существующие причальные приспособлени€ и существующую портовую инфраструктуру и минимизировать затраты на новые строительные объекты, необходимые дл€ его эксплуатации.
  • –емонтопригодность Ц конструктивные решени€ должны обеспечивать минимизацию стоимости плановых и капитальных ремонтов судна в период эксплуатации и снижение сроков и частоты ремонтов и техобслуживани€.
  • ќптимальный вывод из эксплуатации Ц конструктивные решени€ должны предусматривать снижение издержек на утилизацию и частичный возврат вложенных средств через рециклинг (продажа металлолома и повторное использование узлов и механизмов).
¬ышеприведенные показатели уже доказывают важность св€зки Ђконструктор-заводской технологї еще на этапе конструировани€, а также об€зательность применени€ проектного подхода, когда затраты не собираютс€ Ђв общий котелї в  Ѕ, на заводе, в эксплуатирующей организации, а соотнос€тс€ на конкретное судно от его проектировани€ до вывода из эксплуатации.
√иперборе€

“о же самое следует сказать и при рассмотрении показателей, вли€ющих на рентабельность, при технической подготовке производства на верфи, когда необходимо учесть комплекс взаимосв€занных работ по:
  • конструкторской подготовке производства;
  • технологической подготовке производства;
  • подготовке производства комплектующих изделий и материалов на заводах-поставщиках;
  • строительной подготовке производства;
  • материально-технической подготовке производства;
  • организационно-экономической подготовке производства;
  • финансовой подготовке производства;
  • кадровой подготовке производства.

ƒополнительными факторами, которые необходимо учесть, €вл€ютс€:

  • необходимость локализации техники и технологий в сотрудничестве с иностранными партнерами, работающими, при этом, в разных информационных средах;
  • значительна€ территориальна€ удаленность сегментов технологической цепочки, обеспечивающей стадии жизненного цикла судна, а именно:
  • ”правл€ющее подразделение »÷ (÷ентральный федеральный округ)
  •  онструкторские подразделени€ »÷ (÷ентральный федеральный округ, —еверо-западный федеральный округ, ƒальневосточный федеральный округ)
  • “ехнологическое подразделение »÷ (ƒальневосточный федеральный округ)
  • —удостроительные компании в составе головной  омпании
  • ѕрочие партнеры
—ложность вышеописанной задачи, сто€щей перед »нжиниринговым ÷ентром, требование к безусловному обеспечению конкурентоспособности на мировом рынке определ€ют выбор вендоров и класс используемых программных продуктов. ќчевидно, что добитьс€ лидерства невозможно на продуктах Ђсреднегої уровн€.
√иперборе€

–ешение должно быть комплексным и максимально эффективным, поэтому общие принципы информационной политики »÷  омпании сформулированы следующим образом:
  • ¬ отношении подразделений »÷ и компаний в составе головной  омпании:
  • ≈дина€ среда управлени€ бизнесом
  • ≈дина€ среда инжиниринга
  • ≈дина€ »“-инфраструктура
  • ¬ отношении прочих партнеров: индивидуальный подход к обмену информацией, в зависимости от уровн€ технической культуры партнера.
÷ели единой среды управлени€ бизнесом: управление качеством, сроками и стоимостью проектов, коммерческа€ успешность проектов.

ѕринципы организации единой среды инжиниринга:

  • цифровое конструирование издели€ (полный цикл)
  • цифровое производство издели€ (полный цикл)
  • цифрова€ модель строительной инфраструктуры производства (полный цикл)
  • едина€ система управлени€ инженерными данными дл€ всех этапов жизненного цикла издели€
  • управление потоками данных в режиме реального времени
  • безбумажна€ и безчертежна€ технологии
  • единые стандарты обучени€ и переподготовки кадров (”чебный центр)
  • исследовательский центр Ќ»ќ – по новым материалам и технологи€м
ѕринципы организации единой »“-инфраструктуры:
  • 100%-на€ совместимость решений с программным обеспечением сред инжиниринга и бизнеса
  • единый центр обработки данных (÷ќƒ)
  • типовые конфигурации локальных сетевых решений профильных филиалов
  • помехо- и отказоустойчивость, резервирование систем хранени€ и передачи данных
  • единый комплекс систем коммуникаций, интеграци€ с корпоративными решени€ми головной компании
  • единый подход к системам электронного документооборота внутри подразделений
  • широкое использование юридически значимой электронной подписи документов
  • профессиональна€ комплексна€ защита коммерческой информации и сведений, содержащих гостайну.
¬ насто€щее врем€ »нжиниринговый ÷ентр  омпании, на базе  Ѕ, успешно проходит стадию становлени€: выполн€ютс€ пилотные проекты, осуществл€етс€ подготовка кадров, проводитс€ приобретение новой вычислительной техники и программных продуктов, осуществл€етс€ взаимодействие с партнерами и смежниками по созданию единого информационного пространства дл€ обеспечени€ эффективности судостроительного бизнеса  омпании.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕумажный isicad.ru?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.