¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

20 сент€бр€ 2019

ќценка эффективности новых »“-технологий: адаптаци€ метода Ђкривых обучени€ї

јркадий  азанцев

јркадий  азанцев Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение, √ќ«. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности более 25 лет.

Ђ»стина лежит перед людьми по сто лет на столе, а они еЄ не берутЕї
‘.ћ. ƒостоевский

ѕредисловие

ѕроблема оценки эффективности новых Ђинженерныхї »“-технологий, предлагаемых к внедрению, традиционно €вл€етс€ головной болью —лужбы информационных технологий (—»“) промышленной компании.

Ќемолодой бюджетодержатель из числа топ-менеджмента хочет, и весьма справедливо, чего-то более существенного, чем красивые презентации внедренцев, Ц за долгое врем€ работы он на них уже насмотрелс€. ѕрижимистый бюджетодержатель пропускает мимо ушей разговоры, что Ђв компании ’ этот софт внедрЄн успешної, они не трогают его циничную душу, и это правильно. ѕрозорливый бюджетодержатель настороженно относитс€ даже к одному, успешно проведЄнному —»“ом пилотному проекту, догадыва€сь, что услови€ пилота Ц всегда несколько Ђспецифическиеї, а значит 100% гарантии повторени€ успеха при масштабировании пилот не даЄт, что тоже справедливо и весьма.

Ѕюджетодержателю нужны гарантии, а гарантии дают проверенные, ставшие классическими оценочные методики, расчЄты по исходным данным конкретно его компании и нагл€дные результаты, которые он поймЄт, сможет проанализировать и на основе которых примет управленческое решение Ц инвестировать в »“ или не стоит. ј если уж дело дойдЄт до инвестировани€ Ц то сможет ещЄ и повли€ть на результаты внедрени€.

“акие методики есть. ƒа, они существуют. ќб одной из них пойдЄт речь в этой статье1.

1. ќписание метода

Ђѕрактика рождает совершенствої ©

1.1 Ќемного теории
ћетод основан на пон€тии Ђкривой обучени€ї и был первоначально разработан дл€ промышленного производства дискретной продукции любого уровн€ сложности.

¬ эпоху внедрени€ массового производства исследователи заметили, что чем чаще происходит переналадка оборудовани€ под другую продукцию, тем ниже производительность труда рабочих, и наоборот, чем дольше выпускаетс€ однотипна€ продукци€, тем больше растЄт производительность труда, сокращаютс€ все издержки в производственной системе и снижаютс€ потери от брака. ѕроизводственный конвейер как бы Ђразгон€етс€ї. ѕричина стала пон€тна Ц накапливаетс€ опыт выпуска данного вида продукции в результате непрерывного совершенствовани€ практической де€тельности организации, а также изменений в управлении, инжиниринге и технологии. “о есть организаци€ Ђсамообучаетс€ї.

„тобы найти закономерности обучени€, данные измерений оформили в виде графиков.


 рива€ обучени€ Ц это график, который показывает зависимость (функцию) между временем изготовлени€ данной единицы продукции и количеством единиц, которые были произведены до неЄ.


ƒальнейшие исследовани€ показали, что зависимость оказалась нелинейной и скорость обучени€ зависит от вида продукции, но коррел€ци€ всЄ-таки наблюдалась. “огда были сделаны нижеследующие допущени€, лЄгшие в основу теории:

  • количество времени, необходимое дл€ выполнени€ определенного задани€ на работу или выпуск единицы продукции, будет каждый следующий раз меньше времени на ранее выполненное такое же задание;
  • врем€, затрачиваемое на выполнение одного задани€, уменьшаетс€ на одну и ту же относительную величину;
  • снижение затрат времени носит предсказуемый характер.
¬первые это экспериментально проверили в авиапроме —Ўј в 1936 году. ќказалось, что с удвоением номера производимого самолЄта (даже тогда весьма сложного и многофакторного издели€, кстати) количество рабочих часов, затрачиваемых непосредственно на выпуск данного самолЄта, стабильно уменьшаетс€ на 20%: на выпуск первого самолЄта серии тратили 100 тыс. часов, на выпуск второго Ц 80 тыс. часов, на выпуск четвЄртого Ц 64 тыс. часов, та же зависимость сохран€лась дл€ восьмого, шестнадцатого и так далее. “о есть шло стабильное снижение времени на 20%.

»так, вы€снилось, что крива€ обучени€ близка к экспоненциальной, а стабильное снижение времени на 20% назвали Ђ80%-й кривой обучени€ї.

ѕоскольку дл€ разных отраслей и типов продукции (а если быть точнее, то Ц технологий) снижение разное, а дл€ экономических расчЄтов планируемой продукции нужны какие-то нормативы, то ввели пон€тие Ђнормы обучени€ї, выраженной в процентах.

ѕочему это важно? ѕотому что операционному менеджеру важно понимать, сколько времени займЄт освоение продукции и какова будет производительность после полного освоени€ технологии. ќт этого завис€т и производственное планирование, и себестоимость единицы продукции.

1.2 ѕостроение кривых обучени€
 ривые стро€тс€ обычно двум€ методами: арифметическим или логарифмическим, арифметический Ц самый простой.

ѕри арифметическом методе сначала определ€ют расчЄтные номера изделий удвоением предшествующего расчЄтного номера, то есть получают р€д номеров: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, Е «атем врем€ изготовлени€ первого издели€ умножают на норму обучени€ и получают врем€ изготовлени€ второго издели€. «атем врем€ изготовлени€ второго издели€ умножают на норму обучени€ и получают врем€ изготовлени€ четвЄртого издели€ и т. д.  ривые начинают выгл€деть примерно как на рисунке ниже:

кривые обучени€

–ис. 1.  ривые обучени€ с нормами обучени€ 70, 80 и 90%, построенные арифметическим методом

√де обычно используетс€ этот метод сейчас? ¬ основном в промышленности: дл€ оценки времени разработки издели€, его производства и оценки затрат. ¬ св€зи с попул€рностью lean production (Ђбережливого производстваї) кривые обучени€ имеют весьма важное значение при поиске компромиссного решени€ в системе just in time (Ђточно воврем€ї), где при переходе на производство мелкими парти€ми достигают снижени€ материальных запасов, но при этом жертвуют преимуществом накоплени€ опыта при крупносерийном и массовом производстве.  ривые обучени€ также €вл€ютс€ важным элементом планировани€ общей стратегии. Ќапример, прин€тие важных решений по ценообразованию, инвестици€м, операционным затратам может быть обосновано на кривых обучени€.

2. ѕрименение метода в »“-проектах

ƒл€ оценки эффективности новой »“-технологии обычно провод€т пилотный проект. —огласно вышеописанному методу в организацию Ђпилотаї следует внести существенные коррективы.

ƒавайте посмотрим на тот же график кривых обучени€ (рис. 1), но в логарифмических координатах:

кривые обучени€

–ис. 2.  ривые обучени€ в логарифмических координатах

 ривые обучени€ превратились в пр€мые линии. «начит, дл€ их построени€ нам достаточно двух точек.


ѕоэтому в Ђпилотеї надо выполн€ть не один, а два однотипных проекта: первый Ц дл€ получени€ начальной точки и второй Ц дл€ угла наклона логарифмической пр€мой и вычислени€ нормы обучени€.


Ёто сразу даЄт нам полную картину того, кака€ будет производительность после полного освоени€ »“-технологии организацией и когда это освоение произойдЄт по срокам Ц см. рис. ниже:

кривые обучени€

–ис. 3. јнализ графика по результатам пилотного проекта

 онечно, проекты, включаемые в пилот, должны быть репрезентативны Ц от их правильного подбора зависит точность построени€ кривой обучени€. Ќо здесь точные критерии такого отбора дать затруднительно в силу универсальности метода и специфики каждой организации. ƒумаю, что кажда€ организаци€ должна это решать самосто€тельно.

ѕочему желательно использовать логарифмическую шкалу? ѕо мере накоплени€ опыта (выпуска новых рабочих проектов) по€вл€ютс€ новые практические точки на графике, а значит можно немного подкорректировать первоначальный наклон пр€мой (рис. 2) и пересчитать показатели обучени€ в сторону уточнени€.

ѕослесловие

ѕодробное описание этого метода можно найти в любом приличном учебнике по операционному менеджменту/управлению производством, что означает вполне приемлемый уровень объективности оценки. Ёто уже не метод весовых коэффициентов, где набор субъективных показателей дополн€етс€ субъективным мнением Ђэкспертовї, участвующих в выборе »“-технологии (поэтому, как правило, €вл€етс€ формальным прикрытием корпоративного Ђдоговорн€каї).

 роме того, цена »“-технологии уже не играет ЂвсЄрешающуюї роль в конкурсных торгах: стоимость лицензий и внедрени€ может быть выше, чем у конкурентов, но норма обучени€ окажетс€ существенно ниже, а значит Ц выше рентабельность на длинном плече.

»так, применение метода кривых обучени€ позволит:

  • количественно, в цифрах, оценить эффективность внедр€емой технологии, а если результат анализа неудовлетворительный Ц воврем€ остановить неэффективное инвестирование, что не менее важно;
  • операционный топ-менеджер, сравнива€ по графику расчЄтное врем€ выпуска N-го проекта и фактическое, может нагл€дно пон€ть резервы Ђкайдзенї, то есть возможности Ђдожатьї технологию в своей организации;
  • наконец, руководитель —»“а, когда фактический срок выпуска проектов начнЄт приближатьс€ к предельному расчЄтному, может обоснованно начать планировать »“-инновацию, поскольку возможности существующей технологии себ€ исчерпали и начальство это само видит.


1. ¬ статье использованы материалы R.B.Chase УOperations Management for Competitive AdvantageФ (tenth edition).


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „то можно назвать Ђчудо-оружиемї отрасли —јѕ–?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.