¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

16 ма€ 2018

ѕроект √иперборе€: эффективный »нжиниринговый ÷ентр глазами »“-директора

јркадий  азанцев

јркадий  азанцев Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение.
»меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности около 25 лет.

ј.  азанцев Ч автор более дес€ти статей, опубликованных на портале isicad.ru.

ѕроект √иперборе€

ЂЕћы сами станем легендой дл€ новых поколенийї ©

ѕредисловие

Ёта стать€ продолжает тему, начатую в статье ѕроект Ђ√иперборе€ї как пример вертикально-интегрированного отраслевого решени€.

—уть предыдущей статьи: российска€ энергетическа€ компани€ создаЄт внутри себ€ отрасль коммерческого судостроени€, чтобы обеспечить снижение собственных издержек по импорту судов и морской техники дл€ добычи и транспортировки углеводородов. ƒл€ выполнени€ поставленной цели компани€ приобретает профильное  Ѕ и судостроительный завод, стрем€сь, таким образом, к полному управлению затратами судостроительной продукции.

—ледует сказать, что задача импортозамещени€ €вл€етс€, пожалуй, одной из самых сложных задач реального сектора российской экономики, и деньги здесь отнюдь не Ђрешают всЄї. ¬ы не найдЄте такого рынка, на котором сможете купить, как товар, Ђконкурентоспособностьї или Ђвысокую производительность трудаї, также вам не продадут Ђправила прин€ти€ решенийї, что €вл€етс€ ключевой проблемой дл€ корпоративного менеджмента. ¬се компании, достигшие мирового лидерства, были вынуждены, более или менее успешно, решать эти вопросы самосто€тельно. ѕоэтому внутри компании, поставившей перед собой амбициозную задачу, в первую очередь объективно начинаетс€ остра€ борьба идей, котора€ субъективно превращаетс€ в личные успехи или личные трагедии. » над этим всем на кону стоит будущее корпорации. »“-директор, которому поставлена задача автоматизации  Ѕ до уровн€ корпоративного »нжинирингового ÷ентра, с первых дней вынужден вместе с Ђколлегами по цехуї участвовать в дискусси€х, которые выход€т за пределы его формальных полномочий, совместно ища ответы на общие вопросы: как обеспечить устойчивое развитие? как боротьс€ с нарастающей сложностью управлени€? в чЄм секрет лидерства? и т. п. јвтор берЄт на себ€ смелость немного приоткрыть завесу над этими дискусси€ми и тем самым детализирует отдельные положени€ предыдущей статьи.

¬ этой статье собраны некоторые наиболее универсальные, на взгл€д автора, подходы к формированию эффективно работающего »нжинирингового ÷ентра, которые об€зательно должны быть пон€ты, согласованы со стейкхолдерами и утверждены прежде, чем по€в€тс€ первые задани€ на автоматизацию.

ќбозначени€ и сокращени€ в тексте:

ќјќ ЂЌефтегазї Ц российска€ энергетическа€ компани€ (название изменено);
÷ Ѕ Ђ»зумрудї Ц российское кораблестроительное конструкторское бюро компании ќјќ ЂЌефтегазї (название изменено);
»÷ Ц »нжиниринговый центр по судостроению ќјќ ЂЌефтегазї, формирующийс€ на базе ÷ Ѕ Ђ»зумрудї;
——« Ђќкеанї Ц судостроительный завод ќјќ ЂЌефтегазї (название изменено);
—»“ Ц —лужба информационных технологий ќјќ ЂЌефтегазї.  

√лава 1. ќпределение типа »“-проекта

Ђ≈сли вы автоматизируете бардак,
вы получите автоматизированный бардак
ї ©

Ётот проект относитс€ к типу: Ђинновационный с нечЄткой бизнес-динамикойї.

Ђ»нновационностьї означает, что организаци€ (÷ Ѕ Ђ»зумрудї) не имеет аналогичного опыта де€тельности (преобразование  Ѕ в »÷). —ледовательно, нет детального описани€ цели, а также стратегии и тактики еЄ достижени€. ¬ этой ситуации сформировать техническое задание на весь »“-проект невозможно.
–ешение: концепци€, рамочный договор с подр€дчиками, движение по этапам с локальным “« на каждый этап, корректировка проекта по результатам завершени€ каждого этапа.
 онцепци€ должна включать бизнес-модель проекта Ц описание механизма извлечени€ дополнительной прибыли »нвестором.  аждый этап реализации проекта должен сопровождатьс€ технико-экономическим расчЄтом, корректирующим значени€ рентабельности и сроков окупаемости инвестиций.

ЂЌечЄтка€ бизнес-динамикаї означает, что судостроительный бизнес ќјќ ЂЌефтегазї €вл€етс€ новым дл€ компании, развивающимс€ бизнесом, когда его становление происходит параллельно с накоплением корпоративного опыта. —ледовательно, »“-проект не может воспринимать сегодн€шнюю конфигурацию бизнес-структуры судостроительной отрасли ЂЌефтегазаї как окончательно сложившуюс€ Ц важную роль в успехе проекта начинает играть временной фактор. “аким образом, целева€ бизнес-структура, на которую должен ориентироватьс€ »“-проект, находитс€ не в насто€щем, а в будущем, но еЄ контуры чЄтко не определены.
–ешение: необходимо в первую очередь выполнить прогноз развити€ ситуации, учесть объективные тенденции и сориентировать »“-проект в правильном направлении. Ётому в значительной степени посв€щены главы ЂЅизнес-проектированиеї и Ђќрганизационно-структурное проектированиеї.  

√лава 2. Ѕизнес-проектирование

ЂЁкономика базируетс€ на конечном продукте.
≈сли конечный продукт нерентабелен,
начинаетс€ волна банкротств
ї ©

Ћюбой бизнес, не принос€щий прибыли, рано или поздно будет ликвидирован его владельцем. —ледовательно, получение прибыли €вл€етс€ необходимым условием существовани€ бизнеса.

¬ бизнесе, св€занном с производством коммерческого продукта, прибыль обычно возникает при продаже продукта. ѕродукт может быть как материальным (судно), так и интеллектуальным (комплект чертежей). ќднако, если компани€ производит средства производства (коммерческие суда), то извлечение прибыли может происходить не только при продаже третьим лицам, но и при их эксплуатации самой компанией. “аким образом, дл€ успеха наших действий, св€занных с автоматизацией бизнеса, важным €вл€етс€ понимание мест извлечени€ прибыли в жизненном цикле производимого продукта.

 ак формируетс€ прибыль дл€ компании ЂЌефтегазї при производстве судов на ——« Ђќкеанї?

ѕрибыль формируетс€ при эксплуатации судов, которые совершают полезную работу дл€ компании: перевозку нефтепродуктов, доставку оборудовани€, запчастей и прочих ресурсов к месторождени€м и т. д. “о есть суда €вл€ютс€ средствами производства дл€ судовладельца (производство услуг дл€ функционировани€ бизнеса). ¬ыгодно ли это судно судовладельцу? ¬ыведем формулу результативности.

«атраты судовладельца проектируемого судна составл€ют:

« = ÷ + –экспл × “сл → min

(1)

где:
« Ц затраты; ÷ Ц цена судна в постройке (проект + подготовка производства + строительство);
экспл Ц эксплуатационные расходы в год;
сл Ц срок службы судна.

— учЄтом необходимости удешевлени€ работ/услуг нового судна, удельные затраты за весь срок службы составл€ют соотношение:

з1 ≥ з2 = (÷ + –экспл × “сл)/(¬ × “сл × α)

(2)

где:

з1 Ц удельные затраты [(руб.затрат)/(руб.прибыли)] дл€ базового судна (существующего судна, вз€того в качестве прототипа);
з2 Ц удельные затраты проектируемого судна;
¬ Ц годовой объем полезной работы (целева€ отдача);
α Ц коэффициент роста эффективности.

“огда результативность проекта дл€ судовладельца выражаетс€ формулой:

–ез1 ≤ –ез2 = 1⁄з2 → max

(3)

где:
–ез2 Ц удельна€ результативность [(руб.прибыли)/(руб.затрат)] проектируемого судна.

‘ормула (3) даЄт экономическое обоснование Ђлимитной ценыї

[÷] ≥ ÷, (4)

котора€ не должна быть превышена по причине снижени€ рентабельности дл€ судовладельца постройки нового судна.

“аким образом, бизнес-цель создани€ »нжинирингового центра по судостроению ќјќ ЂЌефтегазї, с учЄтом формул (1) Ц (4) и требований ѕравительства –‘ к развитию промышленности ƒальневосточного региона, формулируетс€ как Ђобеспечение рентабельности проектных решений, их конкурентоспособность в услови€х мирового рынка судостроени€ї.

¬ соответствии с формулировкой бизнес-цели мен€етс€ обща€ схема проектировани€:

Ёпр →   → “

(5)

где:

Ёпр Ц формирование Ђпредельныхї экономических характеристик судна (например лимитной цены);
  Ц проектирование конструкции судна;
“ Ц проектирование технологии изготовлени€ судна.

јнализ формул (1) Ц (4) показывает, что дл€ владельца »÷ (ќјќ ЂЌефтегазї) проектна€ документаци€ уже не €вл€етс€ коммерческим продуктом, из которого извлекаетс€ прибыль, прибыль извлекаетс€ из эксплуатации спроектированного судна. Ёто показывает существенное отличие между бизнес-моделью создаваемого »÷ и бизнес-моделью ÷ Ѕ, когда Ђ»зумрудї €вл€лс€ независимым игроком на рынке проектных услуг.

ѕосле определени€ места возникновени€ прибыли (ћ¬ѕ) дл€ судовладельца (ќјќ ЂЌефтегазї) становитс€ пон€тным, что предшествующие ћ¬ѕ звень€ производственной цепочки €вл€ютс€ промежуточными и вход€т в переменную ÷.

ќчевидно, что условие ÷ → min возможно только при условии выполнени€ закона вертикальной интеграции: Ђѕромежуточные звень€ производственной цепочки не должны извлекать прибыльї, поскольку это снижает прибыль от эксплуатации конечного продукта.

ѕримечание: ѕроблема выполнени€ закона вертикальной интеграции заключаетс€ в том, что необходимое единство технологической цепочки может быть разорвано отношени€ми собственности, то есть принадлежностью отдельных звеньев разным юридическим лицам. –азрыв возникает, поскольку у разных лиц по€вл€ютс€ разные экономические интересы, св€занные с максимизацией личной прибыли. –азрыв технологической цепочки влечет отсутствие св€зи между промежуточными и конечными результатами. ќтсутствие св€зи означает, что звень€ не работают на увеличение добавленной стоимости по цепочке. Ќет работы на увеличение Ц нет прибыли от конечного продукта.

ќтсюда делаютс€ важные выводы:

  1. ќјќ ЂЌефтегазї в перспективе будет стремитьс€ получить контроль над всеми участниками производственной цепочки, включа€ эксплуатацию построенных судов Ц место получени€ прибыли.
  2. ”правление прибылью и затратами будет происходить из единого центра.
  3. Ёкономическа€ модель взаимоотношений участников должна формировать заинтересованность каждого из них в работе над максимизацией прибавочной стоимости конечного продукта (экономического эффекта от эксплуатации судна).

 ак обеспечить заинтересованность проектной организации в работе в интересах судовладельца?

ƒополнительна€ прибыль, которую судовладелец извлекает из проектируемого судна (см. формулы (1) Ц (2)):

Δ = (¬ × “сл × α Ц (÷ + –экспл × “сл))2 Ц Δ1

где:

Δ1 Ц прибыль, извлечЄнна€ судовладельцем из судна-прототипа (существующего);
Δ Ц дополнительна€ прибыль, которую судовладелец дополнительно получит за счЄт того, что новое судно эффективнее существующего.

“огда ежегодный %Δ Ц это ежегодна€ преми€ проектной организации Ц автора проекта нового судна, так называема€ Ђинтеллектуальна€ рентаї.

—ледовательно, дл€ стимулировани€ всех участников производственной цепочки в работе на конечный результат экономическа€ модель бизнеса должна предусматривать их участие в разделе дополнительной прибыли судовладельца.

“акже важно рассмотреть мотивацию проектной организации к созданию проектов крупных серий судов и морской техники. «аконом производства €вл€етс€, что наибольшую себестоимость имеет головное судно серии, а на последующих судах себестоимость изготовлени€ снижаетс€ по причине оптимизации производственного процесса, поэтому как заказчик-судовладелец, так и судостроительный завод заинтересованы в строительстве и эксплуатации/обслуживании/ремонте крупных серий судов. ќднако проектна€ организаци€, извлекающа€ прибыль из продажи заказчику проекта судна, заинтересована в проектировании мелких серий или уникальных судов (в одном экземпл€ре). Ёто противоречие снимаетс€ участием проектной организации в разделе дополнительной прибыли судовладельца с каждого судна серии.

“аким образом, введение принципа Ђинтеллектуальной рентыї формирует устойчивую мотивацию проектной организации в работе по достижению максимальной эффективности проектируемой морской техники. ѕри этом Ђинтеллектуальна€ рентаї имеет свои естественные сроки действи€ Ц после вывода из эксплуатации последнего судна серии, выплаты проектной организации по данному проекту судна прекращаютс€.

 оэффициенты участи€ в формуле Ђинтеллектуальной рентыї должны быть подобраны таким образом, чтобы основной доход в бюджет »÷ формировалс€ из отчислений в период эксплуатации судна, а не при передаче проекта в производство.

ѕодвод€ итоги, можно построить сравнительную таблицу:

“аблица 1

ѕроект сейчас

ѕроект завтра

“радиционное предложение дл€ заказчика Ќовое качество предложени€ дл€ заказчика
  • выше качество проекта;
  • ниже цена проекта
  • рост доходности от судна

ѕроблематизаци€

Ќова€ парадигма

  • Ђвыше качествої Ц в узком понимании, как отсутствие ошибок и соответствие техническому заданию;
  • Ђниже ценаї Ц не объ€сн€ет факта продаваемости на рынке Ђпродуктовї с более высокой ценой
  • Ђкачество проектаї подразумевает рост эффективности при эксплуатации по сравнению с существующим аналогом;
  • Ђцена проектаї может быть выше, но рост доходности сделает проект более выгодным
ѕроект √иперборе€

√лава 3. ќрганизационно-структурное проектирование

Ђ—амурай не может без императораї ©

ќчевидно, что схема работы, описанна€ в главе ЂЅизнес-проектированиеї, подразумевает очень тесную интеграцию звеньев, участвующих в бизнес-процессе, глубокое знание как собственных компетенций, так и понимание работы смежников.

¬озникает необходимость в создании устойчивой высокоавтоматизированной производственной цепи, переходе к единым Ђотраслевымї платформенным »“-решени€м. “аким образом будет сформирован технологический стержень бизнес-процесса Ц основна€ производственна€ цепочка.

¬заимоотношени€ внутри основной производственной цепочки перестают быть чисто рыночными, поскольку в услови€х свободного выбора партнЄров/смежников единой высокотехнологичной платформы просто не существует Ц невозможно договоритьс€ всем со всеми и от проекта к проекту переналаживать технологические интерфейсы.

”правл€ющий центр берЄт на себ€ функцию хоз€ина бизнес-процесса, то есть отвечает не только за реализацию конкретного судостроительного проекта (Ђѕроектный офисї), но также за развитие бизнеса как производственного процесса, поддержива€ его конкурентоспособность (Ђ‘онд развити€ системыї Ц дл€ инвестиций в основную производственную цепочку и аффилированные структуры).

ќтсюда следуют выводы:

  • —удостроительный бизнес ќјќ ЂЌефтегазї в перспективе будет развиватьс€ как судостроительна€ отрасль, имеюща€ единую структуру управлени€ по типу министерской.
  • Ѕудет осуществл€тьс€ плановый переход от договорной к бюджетной форме взаимоотношений участников основной технологической цепи производства продукта, поскольку бюджетна€ форма характерна дл€ устойчивых технологических цепочек. ¬ проекте автоматизации с самого начала необходимо учесть переход с управлени€ договорами на управление бюджетами.

ќдин из возможных вариантов организации бизнес-структуры приведен ниже:

ѕроект √иперборе€

–исунок 1. ¬ариант отраслевой бизнес-структуры

ќ взаимодействии с партнерами, внешними по отношению к основной производственной цепочке

¬ыше было показано, что судостроительна€ отрасль ќјќ ЂЌефтегазї по мере своего развити€ будет постепенно уходить со Ђсвободногої рынка, формиру€ вокруг себ€ рынок Ђуправл€емыйї. ¬ыгл€дит это так, что компани€ формирует идеологический концепт (этим занимаютс€ Ђключевые компетенцииї компании), на который, как диски на стержень, Ђнанизаныї слои аффилированных структур соответствующих компетенций. ”даленность субъектов этих структур от Ђцентраї определ€етс€ всего лишь разной степенью интегрированности.

ќ холдинге. ’олдинг эффективен, когда €вл€етс€ держателем юрлиц-бизнесов (производителей коммерческих продуктов). Ќеэффективен, когда €вл€етс€ держателем юрлиц-звеньев технологической цепи Ц в этом случае между звень€ми возникают договорные отношени€, сопровождающиес€ извлечением личной прибыли в промежуточных звень€х. ¬ этом случае нет работы на конечный результат, т.е. на увеличение добавочной стоимости конечного коммерческого продукта, следовательно, нет прибыли дл€ холдинга (в этом причина известных проблем: дорого, долго и некачественно).
—ейчас в судостроительном бизнесе ЂЌефтегазаї наличествует второй вариант. ѕоэтому переход к бюджетной форме отношений Ц вопрос времени.

¬ рамках »“-проекта должны быть сформированы интерфейсы и регламенты внешнего взаимодействи€, определены ответственные оргструктуры.

ќб отраслевых ключевых компетенци€х

 лючевыми компетенци€ми компании €вл€ютс€ ее подразделени€, формирующие Ђконцептї. ќсобенностью ключевых компетенций и их отличием от прочих компетенций €вл€етс€ то, что их практически невозможно купить на свободном рынке, поскольку именно они создают конкурентное преимущество. ќбщим критерием отнесени€ подразделени€ в группу ключевых компетенций €вл€етс€ наличие способности дл€ дальнейшего производства продукции и услуг, причЄм с посто€нно повышающейс€ эффективностью.

¬се проектно-конструкторские подразделени€, вход€щие в основную технологическую цепочку, €вл€ютс€ ключевыми компетенци€ми. Ёто накладывает определенные требовани€ к их развитию: практически невозможно обеспечить их поступательное развитие за счЄт внешних источников: компани€ должна разработать собственную программу развити€ ключевых компетенций до уровней уверенной конкурентоспособности и лидерства.

“ребование импортозамещени€ означает замену на продукты, равнозначные импортным, созданием которых занимались лидеры мирового судостроени€.

ќчевидно, что добитьс€ лидерства невозможно на программных продуктах и »“-решени€х Ђсреднегої уровн€. Ќеобходимо порвать с практикой Ђсделать как в соседнем  Ѕї, поскольку это, в большинстве, неконкурентоспособные решени€ в услови€х мирового рынка.

ƒл€ отраслевой структуры характерна концентраци€ ключевых компетенций одного профил€ Ц так ими легче управл€ть. —ледовательно, концентраци€ ключевых проектных компетенций формирует отраслевую структурную единицу Ц »нжиниринговый центр.

—оздание продукта, рентабельного в пределах жизненного цикла, требует объединени€ в границах »÷ нескольких проектов сразу (см. формулу (5)):

  • маркетингового проекта;
  • конструкторского проекта;
  • проекта технической подготовки производства.

ƒл€ маркетингового проекта исходными данными €вл€етс€ стратегическа€ программа компании ќјќ ЂЌефтегазї по развитию добычи и переработки углеводородов, а также программы по обновлению/модернизации существующего парка судов.

¬ результате выполнени€ маркетингового проекта корпоративному потребителю продукции судостроительной отрасли предлагаютс€ экономически обоснованные, рентабельные дл€ потребител€, предложени€ по проектированию и изготовлению судов и морской техники, определ€ютс€ объЄмы инвестиций и сроки окупаемости.

ѕроект также описывает, каким образом будет обеспечена обратна€ св€зь от эксплуатации Ц сравнение плана и факта проектных решений (с использованием технологий Ђbig dataї). Ёто позволит потребителю:

  • контролировать в ходе эксплуатации область рентабельности предлагаемого инвестиционного проекта Ц область графика, за пределами которой содержание судна начинает приносить больше убытков, чем прибыли;
  • оценить Ђустойчивостьї предлагаемого проекта к колебани€м конъюнктуры.

ѕри разработке конструкторского проекта, дл€ обеспечени€ рентабельности технических решений, необходимо учитывать то, как конструкторские решени€ вли€ют на факторы технической подготовки производства по совокупности направлений:

  • конструкторска€ подготовка производства;
  • технологическа€ подготовка производства;
  • подготовка производства комплектующих изделий и материалов на заводах поставщиков;
  • строительна€ подготовка производства;
  • материально-техническа€ подготовка производства;
  • организационно-экономическа€ подготовка производства;
  • финансова€ подготовка производства;
  • кадрова€ подготовка производства.

“аким образом, дл€ оптимальной конструкции судна необходимо применить многокритериальную оптимизацию по всем функциональным группам деталей/узлов/систем по совокупности критериев Ђкачество изготовлени€/выполнение функциональных требований Ц себестоимость/закупочна€ цена Ц сроки изготовлени€/услови€ поставки Ц срок службы/стоимость эксплуатации Ц эргономичность/экологичностьї.

ѕример организационной структуры, позвол€ющей учесть вышеописанные услови€, приведЄн на рисунке ниже:

ѕроект √иперборе€

–исунок 2. ѕример организации функциональных групп в продуктовом проекте

¬ышеприведенные тезисы показывают, что конструкторский проект и проект “ѕѕ должны разрабатыватьс€ совместно и управл€тьс€ из единого центра.

ѕри этом очевидно, что процесс создани€ современного качественного продукта должен поддерживатьс€ обеспечивающим процессом (как Ђфронтї и Ђтылї).

“аким образом, дл€ обеспечени€ бизнес-требований устойчивой конкурентоспособности и лидерства в »нжиниринговом центре необходимо синхронное функционирование и развитие двух Ђбазовыхї процессов (рис. 3):

ѕроект √иперборе€

–исунок 3. Ѕазовые процессы »нжинирингового ÷ентра

¬ общем случае задачей процесса продукта €вл€етс€: Ђ”правление конкурентоспособностью технических характеристик продуктаї, задачей процесса организации €вл€етс€: Ђ”правление рентабельностью производства продукции на конкретной производственной площадкеї. –азнесение всех процессов де€тельности по Ђбазовымї процессам позволит эффективно управл€ть тем, Ђчто производимї и Ђкак производимї.

¬ общем случае выдел€ютс€ три процесса: управл€ющий, производственный и обеспечивающий. ¬ этом случае экономический отдел (бизнес-аналитика) относитс€ к управл€ющему, а подразделени€, осуществл€ющие операционную де€тельность (бухгалтери€, кадры и проч.), Ц к обеспечивающему. Ќа рис. 3 управл€ющий и обеспечивающий процессы объединены в единый Ђпроцесс организацииї как процессы, поддерживающие жизнеде€тельность организации, в Ђпроцесс продуктаї вынесена полезна€ работа организации (бизнес-де€тельность).
¬ общем случае описываема€ парадигма Ђдвух базовых процессовї представл€ет из себ€ фрактал.

Ёти процессы опираютс€ на организационную структуру, обеспечивающую их кадровыми ресурсами нужного количества и качества и необходимым детерминированным функционалом.

ѕримечание: ≈сли организационна€ структура (организаци€ труда) противоречит требовани€м технологии (процессам), то экономическа€ эффективность технологии, даже самой передовой, существенно снижаетс€. ќтсюда следует вывод, что дл€ успешной автоматизации процесса разработки продукта также необходим об€зательный реинжиниринг обеспечивающего процесса и организационной структуры ÷ Ѕ.

ќбща€ схема одного из возможных вариантов организационной структуры »нжинирингового центра приведена ниже:

ѕроект √иперборе€

–исунок 4. —труктура »нжинирингового центра

ѕримеры детализации оргструктуры приведены на нижеследующем рисунке:

ѕроект √иперборе€

–исунок 5. Ёлементы оргструктуры »нжинирингового ÷ентра

ѕример описани€ бизнес-процесса, опирающегос€ на вышеизложенную структуру, приведен ниже:
ѕроект √иперборе€

–исунок 6. Ѕизнес-процесс »нжинирингового центра

Ќиже приведЄн пример структуры команды проекта в —лужбе развити€ системы (два верхних уровн€) Ц см. рис. 7 и 8:
ѕроект √иперборе€

–исунок 7. —труктура команды проекта развити€, верхний уровень

ѕроект развити€ открываетс€ в —лужбе развити€ системы, где сосредоточены достаточные интеллектуальные и административные ресурсы дл€ прин€ти€ решени€ (см.  рис.  5).

Ќаличие двух кураторов св€зано с тем, что один отвечает за эффективность своих процессов (а значит за методологию и бизнес-требовани€ к автоматизации), другой Ц за инструменты представлени€ процессов в ¬иртуальной модели предпри€ти€. ќтветственность за достижение экономического эффекта Ц совместна€.

“акже кураторы отвечают за взаимодействие команды проекта с внешней средой (по отношению к проекту).

ѕроект √иперборе€

–исунок 8. —труктура команды проекта развити€, уровень 2

—труктура команды динамическа€, при формировании используютс€ как внутренние, так и внешние ресурсы.

 андидата на роль руководител€ проекта предлагает директор по профилю проекта (куратор).

Ќа роль главного плановика проекта рекомендуетс€ назначать сотрудника ѕланового отдела ƒирекции продуктовых проектов, поскольку специфика задач этого отдела должна гарантировать комплексный подход к выполнению проекта.

√лава 4. ќсобенности технической реализации Ђбазовыхї процессов

ѕроект √иперборе€

Ђƒь€вол пр€четс€ в детал€хї©

ѕонимание Ђжизненного циклаї в PLM как процесса непрерывного совершенствовани€ (процесс продукта)

¬ российском »“-сообществе сейчас прин€то рассматривать PLM-системы (product lifecycle management system) как »“-инструменты, реализующие управление инженерными данными о продукте на этапах Ђпроектирование Ц производство Ц эксплуатаци€ Ц утилизаци€ї. ќднако вышеперечисленному пор€дку этапов больше подходит русско€зычное пон€тие Ђжизненный путьї (lifepath), чем Ђжизненный циклї (lifecycle), поскольку цикла в данном определении не наблюдаетс€: есть начало и есть конец жизни продукта. ѕопытки объ€снить присутствие Ђlifecycleї как ссылку на применимость »“-инструмента к продуктам массового производства (циклу производства) также не выдерживают критики, поскольку PLM-системы по своему функционалу не содержат инструментов управлени€ изготовлением экземпл€ров продукции в цехе (бесконечный цикл производства). Ђѕродуктї в PLM-системах рассматриваетс€ только в смысле электронного эталона издели€.

»спользование термина Ђжизненный циклї становитс€ пон€тным (и эффективным) только в случае построени€ системы с обратной св€зью от эксплуатации, когда статистические данные начинают системно вли€ть на изменение технических требований к характеристикам продукта Ц см.  рис.  9:

ѕроект √иперборе€

–исунок 9. –еализаци€ Ђжизненного циклаї в PLM-системе как цикла непрерывного совершенствовани€

¬ вышеприведенной реализации Ђжизненного циклаї присутствуют два ключевых компонента:

  • ‘акторный анализ Ц обеспечивает динамическое вы€вление важнейших негативных факторов, св€занных с эксплуатацией продукта.
  • Ќейронна€ сеть Ц обеспечивает соединение статистической обработки с машинным обучением, станов€сь эффективной формой базы знаний компании. «адача нейронной сети: по результатам статистической обработки входных и выходных показателей предложить оптимальное решение на основе накопленного Ђопытаї. “аким образом, подбор оптимального решени€ из Ђаналоговї передаЄтс€ от человека к посто€нно накапливающему опыт Ђискусственному интеллектуї компании, следовательно, растЄт эффективность применени€ накопленных компанией знаний.

¬ышеописанный циклический процесс €вл€етс€ техническим воплощением Ђцикла непрерывного совершенствовани€ї согласно стандарту ISO 9000 (цикл Ўухарта-ƒеминга).

—истема Ђfront/back officeї дл€ Ђ»зумрудаї и принцип Ђодного окнаї дл€ работы с ——« Ђќкеанї (процесс организации)

—тановление отрасли подразумевает освоение большого количества новых судостроительных технологий, в том числе иностранных. Ёто реализуетс€ через создание совместных предпри€тий с зарубежными партнерами. —ѕ охватывают широкие области технических компетенций Ц от отдельных узлов и судовых систем до судов специального типа.

ќбеспечить эффективный процесс адаптации иностранной конструкторско-технологической документации под возможности ——« Ђќкеанї и российские технические регламенты только силами инженерных заводских служб Ц невозможно. ѕоложение осложн€ет и то обсто€тельство, что не существует российских и международных стандартов/форматов на информационные модели судов, поэтому передача на завод информационных моделей от российских  Ѕ также требует ощутимых издержек по приобретению инженерного ѕќ и обучению своих специалистов фактически под сложившуюс€ практику проектировани€ в каждом  Ѕ. ¬ св€зи с вышеизложенным завод всегда будет испытывать большие трудности и нестабильность при пр€мом получении судостроительных проектов.

ƒл€ обеспечени€ стабильности производственного процесса необходимо, чтобы все проекты поступали на завод только через »нжиниринговый центр, который имеет необходимые интеллектуальные ресурсы дл€ их адаптации. “огда завод, вне зависимости от состава участников конкретного судостроительного проекта, будет получать необходимую техническую документацию в едином стандарте и знакомом ему формате, то есть заработает принцип Ђодного окнаї. “о же касаетс€ и информационных моделей.

„то касаетс€ самого »нжинирингового центра, то здесь также очевидна необходимость разработки проекта на единой информационной платформе Ц это сокращает издержки на замену инженерного ѕќ и переобучение персонала, повышает эффективность за счЄт углублени€ опыта использовани€, увеличивает до максимума мощность отделов (кадровый пул ресурсов и пул ј–ћ), минимизирует информационные разрывы, снижает затраты на техподдержку и т.  д.

¬ышеописанные доводы ведут к необходимости создани€ специализированного подразделени€ по взаимодействию с внешними партнЄрами (Ђfront officeї), важной задачей которого €вл€етс€ конвертаци€ внешней инженерной информации по проекту и размещение еЄ в соответствии с внутренними стандартами дл€ работы основного проектного подразделени€ »÷ (Ђback officeї).

ќчевидно, что Ђfront officeї следует размещать в крупном промышленном городе, где имеетс€ наилучша€ возможность быстро набрать, в случае необходимости, технических специалистов на любое инженерное ѕќ.

ѕример такой организации работ приведЄн на рисунке ниже:

ѕроект √иперборе€

–исунок 10. ѕример организации работы »÷ с внешними партнЄрами

”чЄт требований к инфраструктуре периода эксплуатации (процесс продукта)
Ќа этапе проектировани€ следует об€зательно учитывать затраты на новую инфраструктуру по содержанию/эксплуатации судна с целью минимизации капитального строительства: конструкци€ судна должна позвол€ть ему использовать существующие причальные приспособлени€ и существующую портовую инфраструктуру и минимизировать затраты на новые строительные объекты, необходимые дл€ его эксплуатации. “аким образом, служба заказчика-застройщика ÷ентра производственного проектировани€ участвует не только в инженерно-строительной подготовке производства на заводе, но и в строительной подготовке в порту приписки судна, на участке добычи углеводородов и т. п.

—оответствующие строительные информационные модели должны быть св€заны с конструктивными и технологическими в рамках продуктового проекта.

Ђ÷ентральна€ сортировочна€ї как реализаци€ концепции отраслевой бизнес-структуры (процесс организации)

ќписанный в предыдущих главах бизнес-проект предусматривает, что участники основной производственной цепочки взаимодействуют друг с другом длительное врем€, осуществл€€ не только разделение труда, но и разделение информации по продукту. “аким образом, ключева€ информаци€ по продукту перестаЄт быть индивидуальной собственностью отдельных участников Ђпроцесса продуктаї.

Ќа отраслевом уровне (см.  рис.  1) ќјќ ЂЌефтегазї определЄн системный »“-интегратор (—»“), перед которым стоит сложна€ задача ув€зать требовани€ разных участников производственной цепочки.

—ледует отметить, что главным преп€тствием при создании единой »“-платформы дл€ проектных данных €вл€етс€ нежелание ключевых участников инвестировать значительные бюджетные средства в унификацию своих информационных систем. ѕри этом привод€тс€ весомые аргументы: существующее инженерное ѕќ €вл€етс€ дл€ подразделений средствами производства и интегрировано в бизнес-процесс организации; это ѕќ €вл€етс€ сложившейс€ практикой профильных специалистов; системный интегратор не готов нести ответственность за возможные проблемы с выпуском продукции в случае изменени€ состава ѕќ.

¬ этих услови€х оптимальным €вл€етс€ формирование в —»“ регламентированной базы данных проекта, синхронизированной с PLM/ERP-системами участников, котора€ содержит в себе состав и структуру раздел€емой между участниками информации, доступной в соответствии с методологически определенными правилами доступа (правами на чтение, редактирование, заморозку и т. п.). “ака€ база становитс€ своего рода Ђцентральной сортировочнойї ключевых данных продуктового проекта.

јрхитектура синхронизированных баз данных с раздел€емой информацией по проекту приведена на рисунке ниже:

ѕроект √иперборе€

–исунок 11. јрхитектура синхронизированных баз данных продуктового проекта

—ледует отметить, что вышеописанна€ схема существенно снижает конфликтность, св€занную с лоббированием интересов вендоров на уровне отраслевого решени€, поскольку каждый участник получает возможность самосто€тельно развиватьс€ в области своей ответственности, где он наиболее функционально компетентен, при этом от него требуетс€ выполнение одного услови€ Ц соблюдение регламентов подключени€ к Ђцентральной сортировочнойї.

“акже следует отметить: то, что дл€ отдельных участников €вл€етс€ проектами, в ѕроектном офисе ƒепартамента судостроени€ ќјќ ЂЌефтегазї превращаетс€ в программы проектов (то есть совокупности проектов отдельных участников производственной цепи, св€занных общей целью, Ц бизнес-проекты). ”правление реализацией программ также осуществл€етс€ через Ђцентральную сортировочнуюї —»“а.

ќб импортозамещении критических данных/»“-элементов решени€ (процесс организации)

 онкуренци€ в мировой капиталистической системе тесно объединена с политикой, котора€ реализуетс€ через экономические санкции. ѕоскольку ќјќ ЂЌефтегазї €вл€етс€ крупным участником мирового рынка торговли углеводородами, мы не можем закладывать платформенные »“-решени€, разработанные в странах Ќј“ќ, либо, в случае технической невозможности отказа от них, ключевые элементы решени€ в части хранени€ и управлени€ данными о продукции должны быть продублированы отечественными »“-решени€ми.

ќб обеспечении качества кадрового ресурса (процесс организации)

”правление компетенци€ми при достижении целей лидерства не может быть пущено на самотЄк, необходимо планово и предметно использовать сочетание практик массового и индивидуального обучени€, показавших наивысшую эффективность.

 омпетенции, особенно в проектных подразделени€х, следует отнести к средствам производства, с соответствующим расчЄтом мощностей, рентабельностью и амортизацией.

ћежду цел€ми, задачами и управлением компетенци€ми должна быть пр€ма€ св€зь.

¬ажной задачей кадровой политики €вл€етс€ преодоление отчуждЄнности между управл€ющими и исполнител€ми, разработка устойчивых положительных мотиваций дл€ совместного сотрудничества в достижении бизнес-целей организации.

 онцепци€ Ђпромышленной партииї и трЄх направлений карьерного роста Ц идеолог, организатор, специалист (об этом можно прочитать в статье —оциальные аспекты модернизации сложных производственных систем: фактор героев (раздел 8)).

 онцепци€ подготовки/переподготовки специалистов Ц на основе —истемы квалификационных требований и квалификационных тестов (об этом можно прочитать в той же статье, в разделе 7).

Ёффективное обучение больших групп пользователей (конструкторов, технологов) Ц на основе технологии Ђѕирамида обучени€ї.

«аключение

¬ завершение статьи хочетс€ процитировать одного из отечественных учЄных-судостроителей, Ќ.». “ретникова: ЂЕ¬ таких (проектах) упускаютс€ ответы на следующие вопросы: действительно ли и насколько экономически конкурентоспособен предлагаемый вариант (проект судна), все ли внутренние резервы конструкций по запасам прочности, износостойкости, по уровню стандартизации и т. д. использованы, выгоден ли предлагаемый вариант заводу-изготовителю, эксплуатирующему предпри€тию, потребителю и т. д.? Е ≈сли судить о глубине и тщательности экономических обоснований по расходам, св€занным с этой работой, то Е дол€ расходов Е остаетс€ низкой Ц не более 3% общей стоимости проекта, в то врем€ как в зарубежной практике она достигает 30%ї.

¬ нашей работе Ђчудес не бываетї Ц тот, кто смело про€вл€ет инициативу, работает без огл€дки на Ђдавайте сделаем как у соседейї и при этом лучше других умеет считать деньги, Ц становитс€ лидером рынка. “ак всегда было и будет.

ѕроект √иперборе€


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:   вопросу о французской отечественной системе CATIA
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.