¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

9 €нвар€ 2020

Ќовогодний винегрет

јркадий  азанцев

јркадий  азанцев Ц технический менеджер крупной российской компании, имеет опыт работы в отрасл€х: транспортное машиностроение, промышленное строительство, коммерческое судостроение, √ќ«. »меет два высших технических образовани€, общий стаж работы в промышленности более 25 лет.
¬се публикации автора на isicad.ru, начина€ с 2014 года.

Ђ—истема автоматизирована, но не управл€ема.
ѕотому что мы не знаем, что контролироватьї
© ќткровени€ менеджера


 ак написал мне один знакомый менеджер, управление ходом проекта хорошо описано в творчестве ≈гора Ћетова: ЂвсЄ идЄт по плану → всЄ как у людей → всЄ летит к черт€м → нечего тер€тьї.

¬ триединстве составл€ющих любого проекта Ђтехнологи€ Ц управление Ц экономикаї имеет смысл отдельно вспомнить про управление, которое далеко не исчерпываетс€ рисованием в MS Project диаграммы √антта. ѕроблемам управлени€ посв€щена эта стать€.

1.  ќсновной состав блюда (проблемы управлени€ бизнес-процессом)

ќжидани€ потребител€
Ќовогодний винегрет

–уководитель обычно получает информацию о состо€нии дел в организации с помощью отчЄтности. ќтчЄтность представл€ет из себ€ систему показателей. ¬ случае отклонени€ фактических показателей от плановых/прогнозных необходимо вы€снить причину. “аким образом, руководитель начинает восстанавливать информацию о цепочке ключевых действий и событий, которые повли€ли на изменение показателей. ÷епочку можно восстановить через опрос подчинЄнных, однако здесь возникает риск получени€ субъективной оценки событий, путаницы в последовательности действий и чрезмерного объЄма несущественной информации. ѕрин€тое управленческое решение, до вступлени€ его в силу, также нуждаетс€ в максимально объективной оценке последствий его воздействи€ на организацию.

“аким образом, возникает необходимость в построении модели де€тельности организации, котора€ позволит:

  • описать основные процессы организации с детализацией до уровн€, необходимого дл€ задач управлени€ (Ђкак это должно работать по правиламї);
  • контролировать отклонени€ по фактическим значени€м из прикладных информационных систем (Ђкак это работает на самом делеї);
  • построить нагл€дную логическую св€зь между процессами организации, их взаимодействием и публикуемыми показател€ми де€тельности (Ђчто с чем св€зано и как может повли€тьї);
  • с учЄтом сложившейс€ практики поставок и расходовани€ ресурсов, известных отклонений выполнени€ операций осуществить расчЄты длительности и себестоимости бизнес-процессов (Ђобъективность издержекї);
  • сформировать нормативные показатели дл€ процессов и операций (Ђобъективность нормї);
  • определить Ђузкие местаї процессов; проверить вли€ние на них и на производственную систему в целом планируемых управленческих решений (Ђоптимизаци€ существующей де€тельностиї);
  • проектировать новую де€тельность организации.
ѕрименение модели де€тельности организации позвол€ет руководителю перейти от управлени€ по показател€м (результатам де€тельности) к управлению по процессам (причинам результатов), что повышает управл€емость и эффективность организации в целом.
 ачество ингредиентов
Ќовогодний винегрет

≈сли есть спрос, то на рынке всегда возникает предложение. ѕо€вилось достаточно много контор, которые предлагают построить модель бизнес-процессов (модель де€тельности) в организации и этим, ну конечно, решить все проблемы организации.

ѕри внимательном изучении предложений большинства контрагентов вы€сн€етс€, что:

  • с помощью статического описани€ возможно распутывание только €вных, наиболее грубых нестыковок бизнес-процессов;
  • использование графических нотаций в чистом виде невозможно и требует переноса моделей процессов в прикладные системы;
  • исследовани€ поведени€ системы в динамике обычно не предусматриваетс€, а значит и проверить адекватность модели существующей реальности не представл€етс€ возможным;
  • построение модели ориентировано на формирование комплекта должностных инструкций (ну да, это, конечно, самое главное, за что мы, заказчики, платим деньгиЕ).

“о есть ситуаци€ складываетс€ как обычно: есть классическое знание и есть ЂоблегчЄнноеї знание, причЄм последнее занимает 99% рынка. ѕроблема только в одном: облегчЄнное знание не работает.

ћежду тем даже классический анализ с применением метода имитационного моделировани€ (»ћ) по ‘оррестеру ([1]) не даЄт однозначного и простого ответа на все вопросы управлени€ процессом, поскольку представл€ет из себ€ пр€мой прогон большого количества вариантов процесса при заданных вариантах изменени€ значени€ в узлах системы. “о есть результаты мы видим: например, в 40% случаев производственный план в срок выполнен не будет, но что послужило причиной Ц требуетс€ пошаговый ручной анализ. ≈сли система больша€, то трудозатраты аналитика растут в прогрессии. » самое главное, нет ответа на вопрос: а что и где мен€ть?..

«айдЄм с другой стороны: методика построени€ модели де€тельности требует от нас адекватного отражени€ реальности. —ледовательно, нам необходимо сравнить совокупность промежуточных и конечных результатов прогона модели с полевыми замерами этих результатов в анализируемой реальной системе. —разу встаЄт вопрос выбора показателей, результаты которых будем фиксировать, Ц мы не можем замер€ть всЄ подр€д, замеры в реальной системе Ц это дорого. «начит мы сначала должны определить принцип отбора показателей по Ђважностиї.

»так, нам нужны важные показатели. „то определ€ет их важность с точки зрени€ менеджера, управл€ющего системой? ќн хочет сделать процесс более оптимальным (исключение простоев) и устойчивым (исключение заторов). » ещЄ уменьшить процент брака продукции. Ќо брак заложен в самой технологии производства, вы мен€ете технологию Ц получаете другой процент брака.  онечно, в модель бизнес-процессов можно €вно заложить промежуточные проверки Ђполуфабрикатаї, но надо понимать: »ћ не исследует операции преобразовани€ продукта, в которых возникает брак (он задаЄтс€ фиксированным процентом или законом распределени€), »ћ исследует только операции переноса/взаимодействи€ внутри производственной системы Ц именно они вли€ют на простои и заторы. —ледовательно, функционально-стоимостной анализ, который рассчитывает в »ћ максимально возможную себестоимость продукта, анализирует причины, св€занные с потер€ми в производственной логистике (и модели процесса неважно, что у вас движетс€ Ц деталь или чертЄж). »так, управление проектом осуществл€етс€ через важные показатели логистики.

ќптимальность (исключение простоев техники, персонала) обычно достигаетс€ на этапе планировани€ проекта, показатели загрузки персонала и техники получить достаточно просто, а вот обеспечить устойчивостьЕ ƒело в том, что исключение заторов, когда возникает Ђузкое местої и его начинают Ђрасшиватьї, обычно добавл€€ туда дополнительные ресурсы, не объ€сн€ет причины Ц почему затор иногда возникает, а иногда нет, а также почему он возникает в разных проектах в разных местах. ƒело в том, что дл€ обеспечени€ устойчивости нам нужны совершенно другие показатели. –ассмотрим пример.

„еловек на вершине горы бросает камень вниз.  амень вызывает лавину Ц у подножи€ горы мы наблюдаем кучу камней.  уча камней Ц это измер€емый показатель, но этот факт Ђкатастрофыї сам по себе нам ничего не даЄт Ц мы не можем по изменению размеров этой кучи во времени построить сколько-нибудь объективную зависимость. ѕоскольку причиной €вл€етс€ человек на вершине горы. ≈сли куча камней Ц это показатель, то человек на вершине Ц это фактор вли€ни€. —оответственно, дл€ управлени€ процессом схода лавины нам нужен другой измер€емый показатель: размер камн€, начина€ с которого он вызовет лавину (лавинообразный процесс в системе). “огда менеджер, контролирующий процесс, если он не хочет обвала, должен следить, чтобы бросаемые камни не превышали некоторого размера. Ёто и будет эффективное управление системой.

“аким образом, эффективность управлени€ процессом заключаетс€ в переходе от показателей, св€занных с результатом, к показател€м, св€занным с фактором. ¬ сложных системах таких факторов может оказатьс€ несколько.

»так, Ђоптимальностьї св€зана в большей степени со Ђстатическимиї факторами, которые действуют более-менее посто€нно и учитываютс€ на этапе разработки технологии производства. ј вот Ђустойчивостьї определ€етс€ способностью системы к возвращению к Ђнормеї при отклонени€х от технологии в результате переменно-действующих, Ђдинамическихї факторов эксцессов.

ѕолучаетс€, что там, где процесс всегда стабилен/устойчив/имеет высокую инерционность, Ц и измер€ть нечего, разрушение процесса начнЄтс€ не оттуда. «начит, важные показатели Ц Ђслабые точкиї процесса, Ђточки бифуркацииї, гроз€щие своим отклонением отправить процесс в разнос. ¬от их, и только их должен контролировать менеджер.

—уществуют ли практические методы вы€влени€ таких Ђточек бифуркацииї систем? —уществуют. ” военных уже давно разработаны методы, например, обеспечени€ устойчивости систем ѕ¬ќ уровн€ округа, когда получив повреждени€ элементов, система анализирует своЄ состо€ние и перестраивает блоки дл€ продолжени€ выполнени€ поставленной задачи. “акже посто€нно анализируютс€ системы условного противника, ищутс€ и наход€тс€ Ђслабые точкиї, воздейству€ на которые можно обрушить всю системуЕ  ак можно догадатьс€, эти задачи мало отличаютс€ от задач обеспечени€ устойчивости управлени€ портфелем проектов или проектной программой, но, конечно, такие подходы к управлению требуют привлечени€ к разработке информационных систем квалифицированных специалистов-математиков. 

2.  Ёкзотическа€ заправка (проблемы управлени€ персоналом)

Ќовогодний винегрет

” наших закл€тых партнЄров есть интересное выражение Ц true and fair play (Ђправдива€ и честна€ игра/ведение делї).

ƒл€ раскрыти€ смысла этого выражени€ используетс€ следующий пример:

—удном управл€ли два человека: капитан и старпом.  апитан был трезвенник, а старпом Ц жуткий пь€ница.
ќднажды капитан, взбешЄнный поведением помощника, сделал запись в судовом журнале: Ђ—егодн€ старпом был пь€н!ї.
Ќа следующий день старпом, опохмелившись, вычитал запись о себе и сам записал в судовом журнале: Ђ—егодн€ капитан был трезв!!!ї*

*True and fair Ц перва€ запись правдива€ и честна€, а втора€ тоже правдива€, но Ц нечестна€ 

ћораль: меньше довер€йте бумагам, больше работайте с людьми 

3.   столу!

ѕоздравл€ю всех коллег с прошедшими новогодними праздниками и старым Ќовым √одом!  
Ќовогодний винегрет


[1]. ƒжей ‘оррестер Ђќсновы кибернетики предпри€ти€ (индустриальна€ динамика)ї, ћ.: ѕрогресс, 1971.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: √лавное отличие человека от животного в том, что он хочет знать
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2020 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.