¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

26 окт€бр€ 2010

¬недрение BIM: консерватизм и здравый смысл

¬ладимир “алапов

ƒанна€ стать€ продолжает цикл публикаций об информационном моделировании зданий. — предыдущей статьей цикла можно ознакомитьс€ здесь.

¬ладимир “алапов ћы уже отметили, что дл€ внедрени€ BIM в мировой проектно-строительной индустрии минимально необходимые услови€ существуют и продолжают создаватьс€. ¬ нашей стране, худо-бедно, дл€ успешного применени€ BIM услови€ тоже есть. ј массового внедрени€ нет.

ƒумаетс€, это потому, что кроме необходимых условий требуетс€ еще и желание, с которым пока непросто. » здесь оп€ть присутствуют факторы как объективного, так и субъективного характера.

Ёкономический прагматизм

 онсерватизм - это черта характера, в той или иной степени присуща€ каждому человеку. Ѕолее того, установлено, что с возрастом все люди (даже самые за€длые новаторы) станов€тс€ консервативными. —корее всего, это своеобразное про€вление мудрости, котора€ приходит с годами.

¬ любом случае, консерватизм Ц это то, с чем посто€нно борютс€ новаторы. » каждый раз в т€желой борьбе побеждают. “ак может, лучше было бы сразу победить? » без борьбы? ¬едь столько сил уходит!

јбсолютно правильна€ мысль. — одной оговоркой: а кто будет решать, чьи идеи (здравые и перспективные) - достойны победы, а чьи (тупиковые и бесполезные) Ц нет?

¬от тут-то и нужен здоровый консерватизм с его девизом Ђ¬рем€ покажет!ї (а не болезненно обостренный с лозунгом Ђѕротив всех!ї). ѕриведу несколько примеров из своей практики.

ѕример первый. ќднажды в середине 1990-х мы по делам бизнеса отправл€ли сотрудника в командировку на мебельную фабрику в одну из европейских стран. ћы знали, что фабрика весьма продвинута€, использует станки с „ѕ”, поэтому дали нашему человеку дискетки двух видов: трехдюймовые и п€тидюймовые (на вс€кий случай). Ѕольше всего € бо€лс€, что на фабрике уже перешли на CD, а у нас этого счасть€ (пишущего) тогда еще не было. —отрудник добралс€ до места назначени€ и сообщил, что дискетки не подход€т: там использовали диски на восемь дюймов!

—тарожилы, конечно, помн€т эти диски. Ќо старше этих старожилов только те, кто видел Ћенина. » вдруг Ц такое открытие. я не знал, что и думать про эту фабрику. Ќо после разговора с их директором € подн€л оценку их де€тельности на пор€док вверх.

 ак объ€снил мне директор фабрики, в свое врем€ они купили станки с „ѕ”, укомплектованные компьютерами (лучшими дл€ своего времени) с восьмиидюймовыми дисководами. ѕрошло врем€, весь этот комплекс себ€ окупил и исправно работает, продолжа€ выдавать необходимую, причем весьма конкурентоспособную, продукцию. “ак что в его замене на более новый директор пока не видит никакого смысла.

„то это, консерватизм? ƒа! ј может, здравый смысл? “оже да!

¬р€д ли можно обвин€ть директора (он же владелец фабрики) в невосприимчивости к новому. ¬едь в свое врем€ именно они (владелец и специалисты) внедрили самое современное оборудование. ѕричем внедрили весьма успешно Ц оно окупилось и до сих пор приносит прибыль. ј фабрика хорошо выгл€дит на фоне конкурентов, что подтверждаетс€ стабильными продажами.

ѕросто люди считают деньги. » трат€т их, подумав. ј руководствуютс€ в первую очередь экономической целесообразностью.

—итуаци€ же на рынке позвол€ет им работать на Ђне самом новомї оборудовании Ц конкуренты не поджимают.

ѕример второй. ќдна российска€ компани€ строила домики по канадской технологии, получа€ всю проектную документацию от некоей североамериканской фирмы в виде бумажных чертежей. ¬ случае, когда надо было внести в проект изменени€, св€занные с индивидуальными пожелани€ми клиента, эти пожелани€ отправл€лись за океан, а оттуда снова приходили уже уточненные, но оп€ть бумажные чертежи проекта.

ѕроектирование подобных небольших энергоэффективных домиков Ц очень удачна€, почти идеальна€ задача дл€ таких программ, как Revit, на которой они могут продемонстрировать все преимущества технологии BIM (рис.1).


–ис.1  сени€ —обачкина. ѕроект дома из SIP-панелей. ”чебна€ работа. »спользовались программы Revit Architecture и Revit Structure, конструктивные расчеты Ц в Robot Structural Analysis (внизу показана стади€ вы€влени€ ошибок в модели). Ќ√ј—”(—ибстрин), 2010.

ѕоэтому у мен€ возникло подозрение, что североамериканска€ фирма работает в Revit, а к нам присылает бумажные чертежи, чтобы как можно дольше держать нас в неведении по поводу используемой технологии проектировани€. —пуст€ некоторое врем€, к моему глубокому изумлению, € достоверно убедилс€, что в этой североамериканской фирме (небольшой) все проекты действительно выполн€ютс€ вручную. ¬ообще вручную, карандашом и линейкой, даже без AutoCAD!

„то это, консерватизм? ƒа! ј может, здравый смысл? ƒумаю, что тоже да!

ѕочему? ј потому, что такой канадский домик у нас стоит в 10-15 раз дороже, чем в самой  анаде. ћожно предположить, что и проектные работы по этому домику (а проекты типовые, трудозатраты минимальны) оплачиваютс€ с таким же коэффициентом. Ѕез преувеличени€, за такие деньги можно чертежи на шелке вышивать Ц все равно окупитс€!

¬ывод напрашиваетс€ сам собой Ц дл€ внедрени€ новых технологий кроме благопри€тных условий нужны еще и убедительные принуждающие мотивы, прежде всего в виде жесткой конкуренции и законодательных Ђрекомендацийї. ƒл€ внедрени€ BIM в –оссии это имеет особое значение. ≈ще три года назад, до кризиса, специалисты Ќ√ј—” в одном из докладов обнародовали результаты анализа отечественной строительной индустрии. ќни были не утешительны Ц при высоком уровне прибыли (в несколько сотен процентов) проектно-строительные фирмы не заинтересованы в новых технологи€х. Ђ¬ы что угодно демонстрируйте, рекомендуйте и предлагайте, а нам и так хорошо!ї

 ак было показано, эта проблема существует во всех странах, отлича€сь лишь цифрами. ¬ —Ўј, где высока конкуренци€ и государством ввод€тс€ Ђрекомендательныеї меры, за два года кризиса дол€ внедрени€ BIM существенно увеличилась (более чем на 70%).

¬ –оссии, похоже, на помощь кризиса во внедрении BIM уповать не стоит.

¬о-первых, у нас практически нет проектно-строительных компаний, резко выдел€ющихс€ по своему технологическому уровню Ц все конкуренты наход€тс€ примерно на одной ступени развити€.

¬о-вторых, как вы€снили те же экономисты, некоторые российские компании кризисом почти не затронуты, но его имитируют, заморажива€ стройки, увольн€€ сотрудников и т.п. ÷ель Ц ничего не дела€, получить дополнительную поддержку от государства. «ачем тут BIM?

ќстаетс€ наде€тьс€ на те организации, которые захот€т и найдут возможность в услови€х кризиса внедрением BIM совершить технологический рывок, подн€вшись над конкурентами. ƒумаетс€, дл€ таких замыслов услови€ сейчас исключительно благопри€тные. » результат пойдет на общую пользу.

Ѕытовой скептицизм

ѕрактически во всех дискусси€х по поводу внедрени€ BIM в –оссии об€зательно звучат аргументы, что те или иные BIM-программы что-то делают не очень хорошо (не хорошо, вообще не делают и т.п.). » на этом основании утверждаетс€, что BIM бесполезно (неэффективно, вредно, в лучшем случае еще не своевременно) и надо подождать до лучших времен.

Ќичего необычного в этом нет Ц классическа€ реакци€ части общества на что-то новое. ¬се это уже многократно пройдено.

“ак, в 1903 году брать€ ќрвилл и ”илбер –айт совершили первый полет на летательном аппарате т€желее воздуха Ц самолете. ¬р€д ли кто-то будет утверждать, что этот аппарат был удобным, надежным, совершенным и т.п. (рис.2).


–ис.2 —лева Ц самолет братьев –айт, 1903; справа Ц российский самолет ј-50 на авиасалоне ћј —-2009.

—кептиков было много. “ак много, что статью о первом полете не принимало ни одно серьезное издание, и брать€ –айт смогли опубликовать ее только в журнале Ђѕчеловодствої, прославив, правда, на века этот журнал. » открыв эру самолетостроени€.

—ейчас страшно представить, что бы было, если бы человечество послушало скептиков и зан€ло выжидательную позицию: Ђ¬от когда самолеты станут лучше, тогда и поговорим!ї —лава богу, кроме скептиков есть еще и энтузиасты.

Ќа рисунке 2 справа показан современный российский самолет ј-50. „естно признаюсь, когда стоишь р€дом с ним, впечатлени€ переполн€ют. Ќо специалисты спокойно объ€сн€т вам, что и этот самолет не лишен недостатков, которые будут устранены в следующих разработках. » это - нормальный ход человеческого прогресса.

” BIM-программ все точно так же. ¬се современные версии Ц Ђсырыеї. » у приход€щих им на смену будет мен€тьс€ лишь степень Ђсыростиї. ѕричем именно мен€тьс€, а не уменьшатьс€, поскольку старые недостатки будут устран€тьс€, но им на смену придут новые, так как наши требовани€ к BIM-программам посто€нно растут. —уществует два выхода. ѕервый Ц сидеть и ждать, аргументиру€ свою позицию посто€нным несовершенством. ¬торой Ц работать с тем, что есть, прилага€ усили€ к движению вперед.

»стори€ показывает, что втора€ точка зрени€ всегда побеждает.

» еще Ц брать€ –айт собрали свой первый самолет в кроватной мастерской. “еоретически это мог сделать и любой другой Ц стартовые услови€ требовались почти Ђнулевыеї. ¬ наше врем€ технологи€ авиастроени€ шагнула настолько далеко вперед, что те страны, которые не строили самолеты, похоже, их строить уже и не будут. ќб этом надо всегда помнить!

ќбмен опытом в услови€х конкуренции

¬ прежние времена в нашей стране существовала разветвленна€ система обмена передовым опытом производства в различных сферах де€тельности. Ќе берусь сейчас оценивать, насколько она была эффективной. Ќо в наше врем€ така€ система, безусловно, помогла бы тем представител€м проектно-строительной отрасли, кто только начинает осваивать технологию BIM и посто€нно нуждаетс€ в ценных советах и подсказках.

ќднако раньше была социалистическа€ экономика с командным центром, сейчас Ц капиталистическа€, основанна€ на принципе, когда каждый работает на себ€. ѕоэтому возникает естественный вопрос Ц насколько вообще возможен обмен опытом в услови€х конкуренции?

ѕервый приход€щий на ум ответ Ц невозможен! ƒействительно, зачем какой-то фирме, уже добившейс€ определенных успехов в освоении BIM, укрепившей свои позиции на рынке и подн€вшейс€ на следующую ступеньку развити€, делитьс€ с конкурентами своими иде€ми, миниоткрыти€ми, технологическими находками, новыми организационными приемами и т.п.? ѕусть даже за деньги? ¬едь это конкуренты. ј логика бизнеса с точки зрени€ одного из его участников всегда очень проста Ц лучше, чтобы конкуренты были слабее или чтобы их не было вообще.

Ћичный опыт автора этих строк показывает, что всегда, когда с какой-нибудь фирмой удалось сделать в области внедрени€ новой технологии что-то хорошее, теб€ отблагодар€т, но попрос€т никому больше об этом не рассказывать. »ногда даже прос€т вообще не рассказывать о том, что данна€ фирма внедр€ет что-то новое и у нее дела скоро пойдут еще лучше. ѕусть все думают, что у нее все спокойно и по-старому.

≈сть, правда, и такие случаи, когда организации открыто рассказывают о своих достижени€х, поскольку чувствуют себ€ достаточно уверенно и понимают, что образ компании, успешно внедр€ющей новые технологии, укрепл€ет позиции на рынке и приносит новые заказы. Ќо таких пока немного.

„то это, консерватизм? Ќет! “огда может, здравый смысл? ƒа!

ј мне в результате приходитс€ рассказывать об успехах BIM на примерах студенческих работ (качество и значимость которых от этого ничуть не уменьшаютс€). Ќо в этом есть серьезный плюс - на студенческих проектах мы можем посто€нно экспериментировать, чего работающа€ фирма себе позволить уже не в состо€нии. —ейчас периодически возникает много дискуссий (в различных формах и видах) на тему ЂBIM или не BIM?ї, которые, безусловно, весьма полезны дл€ понимани€ проблемы и нахождени€ путей ее решени€.

Ќо там почти повсеместно наблюдаетс€ интересное €вление: как только кто-то из участников дискуссии приходит к пониманию, что ЂBIM Ц это хорошої, он обычно замолкает, и в дальнейшем с не меньшим интересом наблюдает за ходом обсуждений, но уже безмолвно.

¬ этом тоже про€вл€етс€ здравый смысл и естественна€ логика бизнеса Ц зачем убеждать тех, кто еще не пон€л, в том, что ты уже пон€л?

ѕоэтому, если посчитать количество фирм, что участвовали в дискусси€х, а потом стали молча наблюдать, картина понимани€ важности BIM в нашей стране становитс€ более оптимистичной.

Ќо кроме самих проектных фирм существуют еще и их сотрудники. «а многие годы рыночной экономики эти люди хорошо усвоили, что если сегодн€ ты работаешь в одной фирме, то завтра можешь оказатьс€, м€гко говор€, в другой. ¬ таком случае на основное по значимости место дл€ такого человека выходит его собственна€ профессиональна€ квалификаци€, €вл€юща€с€ определенной гарантией его дальнейшего жизненного благополучи€.

» тут взаимоотношени€ между сотрудниками различных фирм могут принципиально отличатьс€ от взаимоотношений их работодателей и самих организаций. ѕоскольку, осваива€ новые технологии, человек повышает свой личный профессиональный уровень, то есть работает не только на фирму, но и на себ€.

ѕоэтому сотрудники (проще говор€, р€довые пользователи) довольно охотно общаютс€ друг с другом, передава€ накопленный ими опыт освоени€ BIM и получа€ взамен опыт других. ѕричем свой опыт они готовы передавать самой широкой аудитории. „тобы в этом убедитьс€, достаточно зайти на любой сайт, где происходит такое общение.

“аким образом, в насто€щее врем€ в освоении BIM складываетс€ интересна€ ситуаци€: проектные организации и их руководители не хот€т обмениватьс€ опытом или передавать свой опыт другим, а р€довые пользователи занимаютс€ этим много и с большим удовольствием.

Ќо есть еще и треть€ сторона Ц производители программного обеспечени€. ќни больше всех заинтересованы в том, чтобы знани€ по BIM-программам и опыт их использовани€ как можно шире и глубже проникали как в фирмы, так и к р€довым пользовател€м.

ƒл€ этого вендорами и дилерами активно провод€тс€ различные форумы, семинары и конференции, где этим опытом и обмениваютс€, оказываетс€ помощь учебным заведени€м и сообществам пользователей, организуютс€ различные конкурсы дл€ студентов и профессионалов, выпускаетс€ специальна€ литература, поддерживаютс€ сайты и т.п. (рис.3).


–ис.3 Ќа Ђ‘оруме Autodesk 2010ї в ћоскве было 1235 участников.

ѕричем их активность, пришедша€ на смену де€тельности прежних министерств и ведомств, бывает настолько высока, что у некоторой части скептиков возникают даже подозрени€, что производители программ преследуют здесь какие-то свои корыстные цели.

—транное подозрение. Ќе раскрою большой тайны, если скажу, что интересы разработчиков программного обеспечени€ действительно абсолютно корыстные, и они этого не скрывают: продать как можно больше своих программ! ј логика их бизнеса и специфика их товара таковы, что это можно сделать только через массовое внедрение программных средств в производство, обучение персонала, внедрение передового опыта и многое другое с целью показать всем, что новые инструменты всесторонне выгодны дл€ их пользователей.

ѕроще говор€, дл€ успешных продаж BIM-программ их разработчикам надо не просто выпускать хорошие программы, но и подн€ть нашу проектно-строительную отрасль на новый технологический уровень. “ак что от их де€тельности тоже существенно зависит будущее BIM в –оссии.

÷икл публикаций ¬ладимира “алапова о BIM продолжаетс€ статьей "BIM: что под этим обычно понимают".


 омментариев: 38
id 9091     8 декабр€ 2012, 23:05
 јлександр ћорозов

÷итата из «ураб, id 9089:

ћожет кто подскажет, кто и где может обучить Robot Structural Analysis. ќбучить до нюансов. «ураб. «аранее спасибо
ztsriev@gmail.com



Ѕазовый курс 5 дней дл€ освоени€ программы. ѕлюс после этого можем на ¬ашем проекте провести освоение программы детально или выполнить пилотный проект.

http://www.integralsib.ru/training/autodeskrobot/

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 9112     12 декабр€ 2012, 12:47
 Artem_R

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 9090:
ѕроектирование подобных небольших энергоэффективных домиков Ц очень удачна€, почти идеальна€ задача дл€ таких программ, как Revit, на которой они могут продемонстрировать все преимущества технологии BIM ...
ѕоэтому у мен€ возникло подозрение, что североамериканска€ фирма работает в Revit, а к нам присылает бумажные чертежи, чтобы как можно дольше держать нас в неведении по поводу используемой технологии проектировани€. —пуст€ некоторое врем€, к моему глубокому изумлению, € достоверно убедилс€, что в этой североамериканской фирме (небольшой) все проекты действительно выполн€ютс€ вручную. ¬ообще вручную, карандашом и линейкой, даже без AutoCAD!

„то это, консерватизм? ƒа! ј может, здравый смысл? ƒумаю, что тоже да!



ќднако, интересно у вас получаетс€.
 огда российские фирмы не спешат мен€ть чертилки на BIM, это потому что низка€ конкуренци€, вызванна€ тотальной коррупцией.
ј когда канадска€ фирма чертит на бумаге, это здравый смысл.

ј как вы думаете, почему эта фирма не была вытеснена в конкурентной борьбе другими канадскими фирмами (хот€ бы использующими AutoCAD)? “ам тоже низка€ конкуренци€? ¬озможно дело в ужасной коррупции на канадщине?

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 9113     12 декабр€ 2012, 13:01
 Artem_R

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 9090:
¬ –оссии, похоже, на помощь кризиса во внедрении BIM уповать не стоит.

¬о-первых, у нас практически нет проектно-строительных компаний, резко выдел€ющихс€ по своему технологическому уровню Ц все конкуренты наход€тс€ примерно на одной ступени развити€.

...

ќстаетс€ наде€тьс€ на те организации, которые захот€т и найдут возможность в услови€х кризиса внедрением BIM совершить технологический рывок, подн€вшись над конкурентами. ƒумаетс€, дл€ таких замыслов услови€ сейчас исключительно благопри€тные. » результат пойдет на общую пользу.


¬ы определитесь, пожалуйста, одинаковый технологический уровень это фактор ускорени€ внедрени€ BIM или наоборот.  

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 9090:
¬о-вторых, как вы€снили те же экономисты, некоторые российские компании кризисом почти не затронуты, но его имитируют, заморажива€ стройки, увольн€€ сотрудников и т.п. ÷ель Ц ничего не дела€, получить дополнительную поддержку от государства. «ачем тут BIM?


ј можно список компаний, получивших безвозмездную помощь от государства?
ѕомнитс€ в кризис государство банкам помогало. ќни им деньги давало .. ¬ ƒќЋ√. ѕотом банки все вернули.
ј то, знаете, британские ученые тоже много чего вы€сн€ют.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 9114     12 декабр€ 2012, 13:33
 Artem_R

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 9090:
” BIM-программ все точно так же. ¬се современные версии Ц Ђсырыеї. » у приход€щих им на смену будет мен€тьс€ лишь степень Ђсыростиї. ѕричем именно мен€тьс€, а не уменьшатьс€, поскольку старые недостатки будут устран€тьс€, но им на смену придут новые, так как наши требовани€ к BIM-программам посто€нно растут. —уществует два выхода. ѕервый Ц сидеть и ждать, аргументиру€ свою позицию посто€нным несовершенством. ¬торой Ц работать с тем, что есть, прилага€ усили€ к движению вперед.

»стори€ показывает, что втора€ точка зрени€ всегда побеждает.

» еще Ц брать€ –айт собрали свой первый самолет в кроватной мастерской. “еоретически это мог сделать и любой другой Ц стартовые услови€ требовались почти Ђнулевыеї. ¬ наше врем€ технологи€ авиастроени€ шагнула настолько далеко вперед, что те страны, которые не строили самолеты, похоже, их строить уже и не будут. ќб этом надо всегда помнить!


Ќикогда, никогда?  
Ѕразили€ кажетс€ не была в первых р€дах самолетостроителей, а сейчас свои самолеты у неЄ есть. ”  ита€ есть. —ейчас –осси€ с »ндией запускает программы разработки новых самолетов. Ќаши делают, индийцы учатс€, деньги пополам.  ак думаете, будет жить индийское самолетостроение?

 онечно есть страны, у которых никогда не будет своих самолетов. Ћюксембург, например.   ”  анады, пожалуй, не будет, но по другой причине.

» раз уж пошли аналогии с самолетами:
во-первых, самолетами заинтересовались военные (у них несколько иные требовани€ к комфорту и безопасности) и передовые авиатехнологии создавались на их ресурсы.  акими были бы самолеты без военных можно пофантазировать. BIM военным интересен?
во-вторых, аваици€ выигрывает лишь в определенных област€х. “ак грузы самолетами не перевоз€т, оно конечно быстро, но дорого. » за пассажиров конкурирует с другими видами транспорта.
“ак что если вы согласны на "нишевость" BIM, то самолеты хороша€ аналоги€. Ќо если стоите за "универсальность" - не очень.
(кстати, в кризис аваиперевозчики банкрот€тс€ первыми   )

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 9115     12 декабр€ 2012, 14:30
 ¬ладимир ћалюх

÷итата из Artem_R, id 9114:

Ѕразили€ кажетс€ не была в первых р€дах самолетостроителей, а сейчас свои самолеты у неЄ есть.



—правка: Ѕразили€ строит —¬ќ» самолеты с середины 60-х. √осинвестиции в национальное самолетостроени Ѕразили€ начала с середины 40-х. ѕоначалу строили лицензионные.

јналаогичный путь прошли и  итай и »нди€ - с технологической помощью ———–.

ќбща€ схема €сна? „ем архитектура и строительство принципиально отличаютс€?

÷итата из Artem_R, id 9114:

”  анады, пожалуй, не будет, но по другой причине.



¬ы поразительно несведущи в вопросе   ” канады есть такие компании как Ѕомбардье и  анадэйр.  анадское самолетостроение чуть младше американского, но ненамного.

÷итата из Artem_R, id 9114:

 акими были бы самолеты без военных можно пофантазировать. BIM военным интересен?



” машиностроени€, в том числе и военного уже есть свой "BIM" - PLM. ѕримен€етс€ массово уже второе дес€тилетие. ќсобенно и впервую очередь - в авиастроении. ќттуда собственно все идеи и пошли. », в частности, одна из наиболее совершенных BIM систем - Digital Project от Ghery Technologies технологически базируетс€ как раз на машиностроительных PLM-компонентах, примен€емых в авиастроении.

÷итата из Artem_R, id 9114:
“ак грузы самолетами не перевоз€т, оно конечно быстро, но дорого



ѕеревоз€т и еще как. »бо есть грузы, которые нужно перевезти быстро. »ли грузы, которые ¬џ√ќƒЌќ перевезти именно самолетами - электронику, лекарства, парфюм, почту итд итп.

ѕосмотрите на авиафлоты таких компаний как UPS, FedEx, TNT - они пассажиров не воз€т совсем.

“ак что у вас ложные основы дл€ ваших тезисов. ѕодумайте, поизучайте вопрос.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 9117     12 декабр€ 2012, 17:02
 Artem_R

÷итата из ¬ладимир ћалюх, id 9115:
¬ы поразительно несведущи в вопросе ” канады есть такие компании как Ѕомбардье и  анадэйр.  анадское самолетостроение чуть младше американского, но ненамного.


¬ы снова ставите "диагнозы" не попытавшись даже пон€ть, что хотел сказать другой человек.
я написал "не будет"(бушующее врем€) и "по другим причинам". я говорил что в  анаде не делают самолеты? ѕросто в современных услови€х выживают только крупные игроки. ј если ещЄ ударит кризис (а он похоже ударит), то за рынки сбыта борьба пойдет насмерть, и протекционизм расцветет во всей красе.  анаде сохранить в таких услови€х национальное самолетостроение будет трудно. Ћибо каким-то образом объедин€тс€ с американцами, либо исчезнут. Ќу это мне так кажетс€.   я на звание аваиэксперта не претендую.  
«а сим аваиоффтоп прекращаю.

ј вот то, что вы из трЄх моих постов ответили только на оффтоп про самолеты показательно. Ќа вс€кий случай перечислю на что вы не ответили:
1) ѕочему вы примен€ете разные стандарты к российским и канадским фирмам?
2) ќдинаковый технологический уровень это фактор ускорени€ внедрени€ BIM или наоборот?
3) »нформацию о безвозмездной поддержке строителей-бездельников чем-то подтвердить можете?
(а то без неЄ ваши выводы получаютс€ вообще ничем не обоснованными)


” машиностроени€, в том числе и военного уже есть свой "BIM" - PLM. ѕримен€етс€ массово уже второе дес€тилетие. ќсобенно и впервую очередь - в авиастроении. ќттуда собственно все идеи и пошли. », в частности, одна из наиболее совершенных BIM систем - Digital Project от Ghery Technologies технологически базируетс€ как раз на машиностроительных PLM-компонентах, примен€емых в авиастроении.


¬ладимир, вот вы вроде правильные вопросы поднимаете, но как-то однобоко и со странными выводами.

“ехнологи€ может быть эффективной и экономически оправданной в данный момент или может не быть.

≈сли оправданна, то она сама пробьет себе дорогу. ќдин собственник может быть дураком, много могут быть дураками. Ќо не все. Ќевидима€ рука рынка и всЄ такое...

≈сли сейчас не оправданна, но потенциально может быть таковой в будущем, то нужна поддержка государства (например, через "военку").

¬ы же одновременно доказываете супер эффективность BIM и сетуете, что государство BIM не продвигает. «ачем, если он и так эффективен-преэффективен?  ак у вас два этих утверждени€ в голове уживаютс€, € не понимаю.

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒл€ реального внедрени€ »», облаков, BIM и любых инноваций требуетс€ посто€нна€ всеобща€ коррекци€ менталитета
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.