¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

26 сент€бр€ 2022

ќшибки при обучении BIM, которые привод€т к провалу внедрени€ технологии информационного моделировани€

¬ладимир “алапов

¬ладимир “алапов

ќт редакции: ’орошо известный нашим читател€м эксперт в области BIM, к насто€щему моменту опубликовавший 126 статей на isicad.ru, ¬ладимир “алапов Ч ректор ”ниверситета “»ћ и президент —ибирской Ѕ»ћ-јкадемии.


Ќынешн€€ попытка государственного внедрени€ BIM (под обозначением “»ћ) в –оссии, на пам€ти автора уже четверта€ по счету, стала самой массовой и энергичной. ќднако, к большому сожалению, она не отличаетс€ особой продуманностью и подготовленностью, больше напоминает оторванный от реальности Ђнаскокї на новую технологию, поэтому €вно станет не последней. ќднако эта попытка вызвала, наконец, массовый интерес к технологии информационного моделировани€ в проектно-строительной и смежных отрасл€х. » что особенно важно Ч привела в конце концов к пониманию необходимости массового обучени€ (переобучени€) специалистов, которым придетс€ в BIM работать. ј это в итоге практически все работники проектно-строительной отрасли.


ƒа, номинально массовое обучение BIM у нас уже началось.  онечно, в большинстве случаев это пока трудно назвать систематизированным обучением, скорее, речь идЄт о наборе рассказов-впечатлений из личной практики или просто рекламных акций различных компаний.  огда лавинообразно по€вл€етс€ спрос на подготовку новых специалистов, индустри€ обучени€ должна Ђсозретьї дл€ предоставлени€ адекватных услуг, на что уйдет врем€. ќднако всем хочетс€ Ђсейчасї, поэтому как грибы выросли многочисленные курсы по “»ћ, на которых учат непон€тно чему, но выдают документы. ¬ одном из госорганов мне даже сказали: Ђћы прошли несколько обучений, но так ничего и не пон€лиї. ƒумаю, что через какое-то врем€ эта Ђпенаї пройдет и сменитс€ действительно квалифицированным обучением.

Ќо уже сейчас можно выделить основные проблемы обучени€ BIM, которые могут иметь самые негативные последстви€, поскольку массово необученные или неверно обученные кадры, скорее всего, приведут государственное внедрение BIM в –оссии к очередному провалу. —ейчас же, на ранней стадии, есть возможность это исправить.

ќбщие проблемы инвестиционных проектов

ѕрежде всего перед нами стоит проблема общей потери компетентности при реализации инвестиционных строительных проектов. Ёто общемирова€ проблема, но особенно актуальна€ дл€ –оссии.

 акое это имеет отношение к BIM? —амое непосредственное. »нформационное моделирование наводит пор€док в потоке информации, св€занной с осуществлением инвестиционного строительного проекта, причем на всех его стади€х, начина€ с концептуальной проработки проекта, когда в значительной степени и закладываетс€ его успех. ѕоэтому обучение BIM в значительной мере лежит вне BIM, надо поднимать общую инвестиционную культуру отрасли, надо давать знани€ по проектному управлению и комплексному подходу к созданию и эксплуатации строительных объектов.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 1. ¬ышедша€ в —Ўј почти 15 лет назад книга ‘инита ƒжернигана ЂЅольшой BIM и малый bimї прошла уже несколько переизданий и стала бестселлером, но у нас упорно продолжают сводить информационное моделирование только к Ђмалому BIMї, то есть к созданию некоего компьютерного образа объекта (3D или даже HML-схеме), не объ€сн€€, правда, зачем это делаетс€ и откуда тогда получитс€ экономический эффект.

»спользование технологии информационного моделировани€ Ч это прежде всего управление проектом, оно должно идти Ђсверху внизї, тогда на каждой стадии проекта будет совершенно пон€тно, что и как надо моделировать и дл€ процессов, и дл€ самих сооружений.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 2.  ниги есть, в том числе и у нас, но сейчас, видимо, еще и в массовом масштабе утер€на культура чтени€. ѕоэтому весьма веро€тно, что скоро по€в€тс€ книги по BIM просто в картинках. ѕерва€ така€ попытка уже сделана коллективом авторов (слева), и эффект обнадЄживает.

ѕри этом надо помнить, что и само внедрение технологии информационного моделировани€ в организации или на государственном уровне также €вл€етс€ инновационным проектом, к которому и подходить надо по всем правилам реализации инновационного проекта, определ€€ цели, задачи, средства, временные графики, получаемый результат, а также прилага€ к этому немалые усили€.

“еперь перейдем непосредственно к BIM.

ќсновные проблемы при обучении BIM

¬ основном эти проблемы св€заны с отмечавшимис€ еще несколько лет назад серьезными ошибками во внедрении BIM, но уже просматриваетс€ и специфика, св€занна€ именно с обучением.

1. ќтсутствие преподавательских кадров по информационному моделированию

ѕреподаватели Ч это фундамент любого обучени€.   сожалению, целенаправленной подготовкой преподавателей по BIM почти никто не занимаетс€. ј позици€ вузов Ч не тратить деньги на (об€зательное) повышение квалификации преподавателей, замен€€ его документом о прослушивании неких бесплатных (именно Ч бесплатных!) курсов в сети с броскими названи€ми.   тому же очень часто можно наблюдать, что человек, ведущий вебинар про BIM, сам не понимает, о чем говорит. ¬ некоторых случа€х лекторы в этом даже признавались с экрана. —огласен Ч это честно, но это не обучение!

2. ќриентаци€ на заказчика или работодател€

  сожалению, сегодн€ в –оссии заказчики или работодатели Ч это самые слабые звень€ в процессе информационного моделировани€. »х самих надо серьезно учить, фактически с них и надо начинать обучение. ј ориентироватьс€ в области BIM правильнее на реальные (а не создаваемые в дань моде) центры компетенций и авторитетных специалистов.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 3. «наменитое высказывание √енри ‘орда справедливо дл€ любого уровн€ технологического развити€ и уже стало вне времени. “от, кто не знаком с BIM, никогда не определит вектор развити€ технологии информационного моделировани€.

3. Ќе все обучающиес€ могут одинаково хорошо и быстро освоить BIM

≈сли вы учите студентов, то така€ проблема почти не заметна: все примерно одного возраста и уровн€ подготовки, так что к ним можно предъ€вл€ть одинаковые требовани€. ѕри этом неудачников отчисл€ют. Ќо при переходе отрасли на информационное моделирование обучать надо практически все категории имеющихс€ специалистов, а они, в силу возрастных, производственных и иных причин, общим (единым) требовани€м по обучению соответствуют очень плохо. ƒа и Ђотчислени€ї здесь особо не помогут.

4. ќбучать надо дифференцированно, в зависимости от круга решаемых задач

 азалось бы, это и так пон€тно. Ќо на практике мы оп€ть сталкиваемс€ с неким единообразием в обучении. » с непониманием, что при переходе на BIM к ранее сформировавшимс€ многочисленным функци€м сотрудников, св€занным с их профессиональной де€тельностью, добавл€ютс€ еще и разные уровни взаимоотношений при использовании BIM. Ќапример, при использовании BIM у более Ђзрелыхї специалистов в процессе работы могут по€вл€тьс€ BIM-ассистенты. ≈ще лучше, когда об этом заранее знают и сразу все правильно организуют.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 4. ѕо€вление BIM-ассистентов выстрадано многолетним международным опытом

5. Ќеполноценна€ подготовка BIM-менеджеров

ƒа, сейчас уже все знают, что дл€ информационного моделировани€ нужны BIM-менеджеры. Ќо на этом обычно понимание предназначени€ BIM-менеджеров и заканчиваетс€: просто нужны, и всЄ.  то это такие и что они делают Ч тут полный набор фантазий, часто весьма далеких от реальности.

ѕредставьте, что вам посоветовали обратитьс€ к врачу. ≈сли сразу не €сно, то вы об€зательно уточните: к какому именно врачу обращатьс€? ѕотому что все знают, что врачи имеют узкую специализацию, и окулист, например, зубами заниматьс€ не будет, да и логопед здесь мало поможет.

¬ информационном моделировании точно так же, но почему-то об этом никто не знает. Ќапример, BIM-менеджер у проектировщиков решает совершенно иные задачи, чем BIM-менеджер в службе эксплуатации. ј у технического заказчика при серьезной постановке работы должно быть несколько BIM-менеджеров разных направлений.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 5. –екомендуемый перечень BIM-менеджеров в службе технического заказчика

BIM-менеджер Ч это ключева€ фигура в организации и реализации процесса информационного моделировани€. ќднако обучение BIM-менеджеров в целом сегодн€ поставлено очень плохо. ¬ лучшем случае их просто учат чему-то (как врачей без специализации), в худшем Ч свод€т обучение к работе в некоторой конкретной программе, чаще всего Navisworks. Ќо прошедший такое обучение Ч точно не BIM-менеджер, даже если ему дали какой-то документ. BIM-менеджера надо минимум полгода учить, и об€зательно через практику.

6. Ђ“еори€ должна закрепл€тьс€ практикойї

— этим абсолютно правильным тезисом никто не спорит, именно так и должно быть. Ќо расхождени€ начинаютс€, когда мы уточн€ем, что такое практика. „аще всего под такой практикой понимают нажатие определенной последовательности кнопок в какой-нибудь BIM-программе (котора€ имеетс€ в учебном центре). Ѕез уточнени€, зачем это делаетс€ и нужна ли вообще эта программа обучающемус€.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 6. “рехступенчатое обучение информационному моделированию

„тобы закрепл€ть теорию практикой, надо сначала эту теорию освоить, затем пон€ть, какие программы нужны дл€ конкретной работы, и научитьс€ в основном пользоватьс€ этими программами, и только после этого начинаетс€ насто€ща€ практика Ч выполнение пилотных проектов, где все полученные знани€ комплексно закрепл€ютс€ и совершенствуютс€.

7. BIM-это не компьютерна€ программа, а вид де€тельности

  сожалению, сколько существует BIM, столько существует и заблуждение, что BIM Ч это компьютерна€ программа. » прогресса в борьбе с этим заблуждением пока не наблюдаетс€. Ѕолее того, ситуацию, осложненную современными реали€ми, усугубл€ют многочисленные бравые рапорты, что мы уже всЄ импортозаместили, а вместо BIM у нас “»ћ. » вместо Ђихї программы у нас теперь Ђнашаї программа.

Ќа самом деле, как уже многократно подтверждено мировым опытом, успех BIM лишь на 20% зависит от компьютерных программ, но на 80% Ч от правильной организации всех процессов.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 7. »нформационное моделирование начинаетс€ не с компьютерных программ, а с определени€ решаемых задач

ћожно отметить еще немало ошибок при обучении BIM, но перечисленные выше Ч основные. » они могут провалить самый перспективный проект, св€занный с информационным моделированием.

Ќадеюсь, что указание ошибок обучени€ поможет нашим специалистам разобратьс€ в этом вопросе и правильно определ€ть необходимые курсы и последовательность обучени€.

ќшибки при обучении BIM

–ис. 8. –азработанный ”ниверситетом “»ћ курс Ђќсновы BIMї уникален, поскольку не св€зан ни с каким программным обеспечением, а даЄт знани€ по информационному моделированию на Ђдопрограммном уровнеї.

¬ заключение отмечу, что наш курс Ђќсновы BIMї призван создать базовые знани€ в области информационного моделировани€, с которыми можно и программы подбирать, и пилотные проекты реализовывать, и BIM-менеджеров воспитывать, и вообще успешно внедр€ть BIM.

√лавное, чему мы учим, Ч уметь задавать вопросы и находить на них ответы, мыслить категори€ми информационного моделировани€.

Ѕолее подробно с курсом Ђќсновы BIMї можно ознакомитьс€ здесь: https://u-tim.ru/.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —јѕ– Ц и точка
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.