На днях генеральный менеджер компании Нанософт-США Evan Yares – в прошлом известный как президент и исполнительный директор Open Design Alliance, со-основатель Cyon Research и COFES, президент The CAD Society, а также участник isicad-2004 и COFES Россия 2013 – твитнул такое: «К чёрту САПР. Займусь-ка я разработкой приложений для обмена мгновенными сообщениями». Так Evan прореагировал на сообщение о том, что Facebook поглощает WhatsApp собираясь заплатить 19 миллиардов долларов. Конечно, он пошутил: во-первых, было бы неблагородно оставить Нанософт один на один с американским империализмом, во-вторых… Впрочем, хватит и первого. Однако, действительно, возникает сомнение: если рыночная стоимость простого приложения – фактически для рассылки смс – сопоставима с суммарной стоимостью DS, Autodesk, PTC и Siemens PLM, то, …!, чем мы тут занимаемся?
С экономической точки зрения ответ очевиден: по-настоящему устойчиво-массовый простой продукт, используемый сотнями миллионов, а то и миллиардами обывателей, всегда будет гораздо более доходным и прибыльным, чем сложный продукт, используемый профессионалами. Я сейчас – о другом: о моде, об имидже, о привлекательности, о крутизне, об общественной значимости (или – о представлении об общественной значимости) и т.д. И в этом смысле, почти исчерпывающий ответ тоже совсем прост: понятный и приятный миллиардам продукт или услуга всегда будет восприниматься народом как несравненно более важный и крутой, чем любая технология или наука, открывшие возможности создания того самого приятного и полезного. Думаю, что для создателей высоких технологий и наукоёмких решений во всём этом нет ничего обидного и, тем более, нет повода для высоколобого презрения к глупому обывателю, стремящемуся раньше других приобрести новый айфон. Так будет всегда.
Однако у этого «всегда» все-таки есть разные фазы, разные эпохи с их особенностями. Вот, например, сейчас мы живём в эпоху кризиса контента, точнее – дефицита умного контента, а ещё точнее – подавляющего переизбытка глупого контента. Мягко говоря, глупого. Однако винить в этом некого, поскольку не существует никакого центра или субъекта, который сознательно генерирует такой контент: то ли по коммерческим соображениям, то ли по диверсионным, то ли по тем и другим вместе. Океан глупости возник по вполне объективным причинам, связанным с необходимым этапом развития цивилизации. Похоже, что человечество не выживет, если не перейдет в эпоху сотрудничества, для которого необходимы глобальные массовые эффективные горизонтальные связи, для которых, в свою очередь, необходимы по-настоящему массовые средства реализации таких горизонтальных связей. И эти средства сейчас всё более востребованы, их варианты опробуются как в смысле разнообразия инструментария, так и в смысле (бессознательного или сознательного) приобретения пользовательского опыта миллиардами людей. Так что огромный океан веб-мусора – неизбежный побочный эффект массовой тренировки в процессе сетевой реинкарнации.
Итак, сегодня на повестке дня не качественный контент, а отладка средств массового порождения любого контента. Кстати, я не могу вам гарантировать, что человечество выживет, не утонув в порождаемом им самим информационном мусоре и не фатально поглупев в результате распространения такого мусора, так же как нельзя гарантировать, что оно не утонет в обычном мусоре или не взорвётся, отлаживая всё более мощные средства порождения энергии. Но вполне допускаю, что всё пойдёт хорошо: тогда, рано или поздно, молчание снова станет золотом, сети разного уровня станут, в основном, использоваться для коллективного решения полезных задач (от общечеловеческих и корпоративных, до проектных и семейных), и тогда станет востребованным, а потому и появится, наукоёмкий контент стоимостью 19 000 000 000 и выше.
А пока, по просьбе рекламодателей, обращаю ваше внимание на две предстоящие конференции.
27 марта в Москве состоится конференция (Bentley Advantage), на которой будут представлены новые разработки Bentley Systems для промышленности, транспорта, гражданского строительства, городского управления и ЖКХ.
21-25 апреля в Москве ANSYS и ПЛМ Урал проводят комплексное мероприятие — пользовательскую конференцию и академию ANSYS. Между прочим, группа компаний ПЛМ Урал – Делкам Урал только что вошла в ряды дальновидных и солидных рекламодателей портала isicad.ru, разместив на нём свой информационный блок.